Госдума введет новые поводы для включения в иностранные агенты и запреты для них
В Госдуму в понедельник, 25 апреля, могут внести новый законопроект об иностранных агентах. Этот статус можно будет получить без иностранного финансирования, в том числе, за распространение и участие в создании сообщений и материалов, предназначенных для неограниченного круга лиц. Иноагентов ожидают блокировки их сайтов и запреты на организацию митингов и любую работу с несовершеннолетними
В понедельник, 25 апреля, в Госдуму могут внести законопроект «О контроле за деятельностью лиц, находящихся под иностранным влиянием». Иностранным агентом его авторы предлагают считать лицо, «получившее поддержку и (или) находящееся под иностранным влиянием в иных формах», в том числе — за распространение и участие в создании сообщений и материалов, предназначенных для неограниченного круга лиц, сообщает РБК со ссылкой на текст законопроекта.
Как отмечает издание, законопроект был анонсирован на заседании комиссии Госдумы по расследованию фактов вмешательства иностранных государств во внутренние дела России, ее члены разработали его. Соавторами помимо депутатов станут и члены Совета Федерации. В законопроекте приводятся новые формулировки для понятий «иностранный агент» и «иностранное влияние» и вводятся новые ограничения и запреты для иноагентов.
Новации законопроекта выглядят следующим образом:
- Иностранный агент — лицо, «получившее поддержку и (или) находящееся под иностранным влиянием в иных формах» и осуществляющее политическую деятельность; целенаправленный сбор сведений в области военной и военно-технической деятельности России; распространение сообщений и материалов, предназначенных для неограниченного круга лиц; участие в создании таких сообщений и материалов.
- Иностранное влияние — предоставление лицу поддержки иностранным источником, в том числе иностранным государством, его органами власти, международными организациями; оказание воздействия на это лицо, «в том числе путем принуждения, убеждения», а также иными способами.
- Поддержка иностранного источника — получение иностранного финансирования, организационно-методической, научно-технической помощи и помощи в иных формах.
- Норму, позволяющую признавать кого-либо иноагентом без получения им финансирования и помощи, предлагается распространять на все категории иноагентов (сейчас она не распространяется на физлиц, которые признанных СМИ-иноагентами).
- Единый реестр иноагентов вместо четырех: НКО, СМИ (в этот реестр также включены признанные СМИ-иноагентами журналисты-физлица), незарегистрированных общественных объединений и физических лиц вне зависимости от гражданства. Их ведет Минюст.
- Предлагается признавать иноагентами российские или иностранные юрлица независимо от их организационно-правовой формы, то есть и коммерческие организации.
- При включении в реестр Минюст должен будет сообщать, на каком основании то или иное лицо было признано иноагентом «с указанием конкретных норм» закона.
- Вводится новая мера ответственности для иноагентов — Минюст сможет через Роскомнадзор блокировать их сайты в случае нарушения требований закона, в том числе из-за отсутствия маркировки.
- Иноагенты не смогут быть организаторами публичных мероприятий (митингов, шествий, пикетов); вести преподавательскую, просветительскую, воспитательную деятельность в отношении несовершеннолетних; производить информационную продукцию для несовершеннолетних; получать государственную финансовую поддержку — например, гранты, и инвестировать в стратегические предприятия в России.
- Вводится единый порядок исключения из реестра иноагентов. Иноагент может быть исключен оттуда по итогам внеплановой проверки Минюста: если она установит, что в течение года, предшествовавшего дню подачи иноагентом заявления об исключении, он не получал иностранное финансирование или помощь и не вел политическую и другую описанную в законопроекте деятельность; или — что иноагент не позднее чем через три месяца со дня попадания в реестр отказался от иностранного финансирования или имущества и возвратил их иностранному источнику, а также не получал за это время «научно-техническую, организационно-методическую помощь, помощь в иных формах».
- Физические лица, включенные в реестр впервые, смогут подать заявление об исключении из реестра в свободной форме, но при этом должны будут приложить подтверждение «о прекращении обстоятельств, послуживших основанием для включения в реестр». На принятие того или иного решения законопроект отводит Минюсту 30 рабочих дней.
- Минюст обяжут ежегодно представлять Госдуме и Совету Федерации доклад о деятельности иностранных агентов, включая сведения об их участии в политической деятельности, поступлении и расходовании средств.
Глава комиссии Василий Пискарев перечислил несколько причин разработки законопроекта. По его словам, правильнее объединить все требования к иноагентам в одном законе, «определиться в понятиях», подробно описав, что означает статус иноагента, разъяснить понятие «иностранное влияние» и так далее. Он отметил, что цель законодательства об иноагентах «не запретительная, не репрессивная, а в большей степени информационная, направленная на обеспечение прозрачности их деятельности».
Пискарев сказал, что коммерческая компания может быть признана иноагентом, если «будет пытаться вмешиваться в деятельность органов публичной власти, оказывать давление при принятии каких-либо законов, пытаться повлиять на результаты выборов, организовывать митинги, шествия, демонстрации». Источник, знакомый с ходом разработки законопроекта, рассказал, что иноагентам не надо будет маркировать сообщения личного плана, например о прогулке с ребенком или фотографии того, как человек наряжает елку. Если же иноагент пишет пост, в котором, к примеру, рассуждает на политические или экономические темы, то в таких случаях маркировка должна быть.
Глава президентского Совета по правам человека Валерий Фадеев сказал, что в числе предложений, которые вносили совет и Союз журналистов России, были как раз нормы, освобождающие иноагентов от обязанности маркировать личные посты в соцсетях, и возможность облегченного выхода из реестра. «Как видим, кое-что продвинулось», — отметил Фадеев. По его словам, создание единого реестра «удобно и Минюсту, и самим иноагентам, поскольку оптимизирует законодательные нормы». Инициатива СПЧ — включать в реестр на основании решения суда — не была принята, поскольку есть «юридические аспекты», препятствующие этому, сказал Фадеев.