МВД создало пособие для инспекторов ГАИ по выявлению «употребивших» водителей
МВД выпустило пособие для инспекторов ГИБДД по выявлению нетрезвых водителей за рулем. В пособии рассказывается, как определить это по поведению водителя. Эксперты одобрили выпуск пособия, но усомнились, что дорожные полицейские изучат все 100 страниц документа
Научный центр безопасности дорожного движения МВД и Московский научно-практический центр наркологии подготовили учебно-практическое пособие по выявлению водителей в состоянии опьянения. Оно предназначено для профессиональной служебной подготовки сотрудников ГАИ, пишет «Коммерсантъ» со ссылкой на документ.
Авторы пособия рекомендуют усиливать наряды дорожно-патрульной службы (ДПС) 1 января, 2 и 9 мая, 23 февраля и 8 марта, в День шахтера (28 августа) и День пограничника (28 мая), а также в дни местных праздников, «обусловленных национальными, культурными и социальными особенностями региона». По мнению ученых, инспекторам ГАИ нужно следить за уровнем безработицы в регионах — ее рост увеличивает количество пьяных водителей. Авторы указывают, что 47% водителей — участников ДТП нигде официально не работали.
Они описывают на основе опроса сотрудников ДПС манеру вождения пьяных водителей: «виляние» в пределах полосы, движение без ближнего света, езда «с сильно заниженной скоростью», «замедленная реакция на сигналы светофора», резкое изменение стиля вождения при виде наряда ДПС. «Водители, находящиеся под воздействием алкоголя, становятся чрезмерно аккуратными и осторожными. Останавливаются такие водители чаще всего резко, а из-за плохого восприятия обстановки или слишком близко, или очень далеко от линии остановки», — отмечается в пособии.
Согласно научным данным, 28% аварий с водителями, имеющими признаки опьянения, совершается на автомобилях ВАЗ, 11% —Toyota, 6% — Hyundai. Пьяные байкеры чаще всего провоцируют ДТП за рулем ИЖ (43,1% ДТП), «Уралов» (30%) и Yamaha (14,1%). В Москве, Санкт-Петербурге и Севастополе 25% всех «пьяных» ДТП совершаются гражданами, принимавшими наркотики, пишут авторы пособия. В пособии они подробно описывают признаки наркотического опьянения.
Большая часть описанных в пособии признаков сотрудникам ГАИ известна, заявил газете капитан полиции в отставке, бывший сотрудник ГИБДД, основатель общественного проекта «Подслушано у ДПС» Валентин Ильинов. «90% инспекторов читать более 100 страниц не будут. Нужны более короткие и емкие памятки для личного состава, возможно, видеоинструкции», — отметил он.
Нарколог Александр Ковтун отметил, что с медицинской точки зрения пособие составлено грамотно, но без практических занятий с сотрудниками оно не имеет смысла. По словам эксперта, студенты-медики, изучая трехнедельный курс психиатрии и наркологии, с трудом запоминают клинические признаки наркотического и алкогольного опьянения. «Сотрудникам ГИБДД, не имеющим медицинского образования, осмыслить все это самостоятельно будет еще сложнее», — отметил Ковтун.
Президент московской коллегии правовой защиты автовладельцев Виктор Травин добавил, что пособия такого рода «написаны должны быть максимально адаптированно». Эксперт полагает, что ГИБДД стоило бы выпускать отдельные пособия по разбору типичных процессуальных ошибок инспекторов — многие пьяные водители в суде возвращают права и снова садятся за руль. По данным ГИБДД, в 2021 году было заведено 481 000 дел за вождение в нетрезвом виде и отказ от освидетельствования, из них — 19 600 в отношении наркоманов.