Молодые и бедные: социологи назвали наиболее пацифистски настроенные группы россиян
Более половины опрошенных россиян согласны с решением о начале «спецоперации», а 60% считают, что она проходит успешно. Против чаще всего выступает молодежь и люди с невысокими доходами, в поддержку — богатые и россияне старшего возраста, показал соцопрос, проведенный в апреле социологами Russian Field
Социологическая компания Russian Field и глава фонда «Городские проекты» Максим Кац провели опрос, пятый с конца февраля, о «специальной операции»* России на Украине. 60% опрошенных считают, что она идет успешно, 56% — согласны с решением о ее начале. Среди сторонников «операции» больше богатых и людей старшего возраста, среди противников — молодежи и людей с невысокими доходами, пишет «Коммерсантъ» по итогам опроса.
Телефонный опрос проводился 13–15 апреля среди 1627 человек по общероссийской репрезентативной выборке. Социологи не задавали прямого вопроса о поддержке «спецоперации». «Мы выбрали тактику проективных вопросов, они намного более эффективны», — рассказал руководитель проектов Russian Field Артемий Введенский. По его словам, ответы на проективные вопросы показали: «фактического роста поддержки «спецоперации» нет, но и тенденции на уменьшение поддержки тоже».
«Мы сравниваем результаты по всем волнам и видим отклонения в рамках погрешности, динамики не наблюдаем», — добавил Введенский. Социолог отметил, что результаты проективных вопросов в апреле очень хорошо «бьются» с прямым вопросом о поддержке «специальной военной операции», который был задан в самой первой волне опроса и показал поддержку на уровне 58%.
За отмену решения о ее начале высказались 29%. Чем старше респондент, тем с большей вероятностью он не стал бы отменять это решение. Относительное большинство сторонников отмены решения отмечается в возрастной категории 18–29 лет (44% против 39%), паритет (41% на 41%) — среди россиян с наиболее низким уровнем доходов («денег не хватает даже на продукты»). В категории «Можем позволить себе практически все» ничего не стали бы менять в отношении «спецоперации» 75% респондентов.
Оценки самой «операции» распределились похожим образом. 60% респондентов считают ее успешной и скорее успешной: среди самых бедных — 39%, среди самых богатых — 81%. 22% опрошенных считают, что действия военных не приносят успеха: 38% — среди самых бедных и только 3% — среди самых богатых. За продолжение операции выступают 54% респондентов (31% среди молодых), за переход к мирным переговорам — 35% (56% среди молодых). Среди самых бедных это соотношение составляет 40% на 44%, а среди самых богатых — 73% на 12%.
По словам Введенского, малообеспеченные россияне первыми ощутили изменения (лишились работы и заметили рост цен), это очень уязвимая группа, недовольная положением дел в стране. Авторы исследования особо оговаривают в нем, что результаты опроса могут не совпадать с реальной ситуацией: люди боятся говорить на тему «специальной операции». Опросы показали очень высокий уровень отказов и прерванных звонков: в марте на одну заполненную анкету приходилось до 18 отказов и прерываний, в апреле — 12,6.
«Массовая паника проходит, люди начинают отвечать на вопросы. Но, по нашему мнению, страдает искренность, респонденты зачастую выбирают социально одобряемые или безопасные, с их точки зрения, ответы», — отметил Введенский. По словам гендиректора ВЦИОМа Валерия Федорова, высокий уровень отказов от телефонного анкетирования — «это реалии последних двух-трех лет». Он не стал связывать уровень доходов и отношение к «спецоперации», но отметил, что в столицах ее поддержка меньше, чем за их пределами.
Директор исследовательского центра «Особое мнение» Екатерина Курбангалеева сказала: «Когда социологи звонят на телефон, многие люди сразу начинают опасаться за свою идентификацию. Поэтому наиболее критически настроенные часто отказываются от ответа». Эксперт предположила, что возраст респондентов действительно влияет на их отношение к «операции». «Молодые больше смотрят соцсети, а у старшего поколения, особенно в малых городах и селах, часто даже телефоны кнопочные», — отметила Курбангалеева. Она добавила, что люди с высоким доходом склонны лукавить и чаще давать социально одобряемые ответы.
* Согласно требованию Роскомнадзора, при подготовке материалов о специальной операции на востоке Украины все российские СМИ обязаны пользоваться информацией только из официальных источников РФ. Мы не можем публиковать материалы, в которых проводимая операция называется «нападением», «вторжением» либо «объявлением войны», если это не прямая цитата (статья 53 ФЗ о СМИ). В случае нарушения требования со СМИ может быть взыскан штраф в размере 5 млн рублей, также может последовать блокировка издания.