Сейчас в российском информационном пространстве пропаганда бьется с пропагандой. Многочисленные ресурсы якобы борьбы с фейками сами плодят фейки, устраивая псевдоразбор неудобной новости. В русском языке появляются неологизмы, новый вординг — «военная операция», «бандеровцы» (хотя это, конечно, привет еще из 2014 года). То есть цензура становится точечной, не просто понятийной, когда ты понимаешь, за какие утверждения или темы тебе может прилететь. Сейчас взялись за отдельные слова. И требование брать информацию только из официальных источников — оно тоже просто смешное, потому что журналист должен искать правду, а не перепечатывать пресс-релизы.
Искать и проверять информацию сейчас тяжело. За последнюю неделю мой Telegram-канал вырос на полмиллиона подписчиков — это большая ответственность. И важно понимать, что у меня не просто проекты за спиной, у меня сильная профессиональная редакция «Осторожно Media». Мои сотрудники, которые делают тексты, видео, подкасты и другие материалы, — крепкие новостники, каждый в своем направлении. Есть те, кто ищет информацию, есть те, кто ее проверяет. Есть специалисты, которые координируют работу журналистов и сотрудничают с нами в других странах. При этом мы работаем сейчас круглосуточно, я всегда на телефоне, как и все мои другие сотрудники. В «Осторожно, новости» и канале «Кровавая барыня» постоянно выходят новости о «военной спецоперации»* в Украине.
Я думаю, что рост доверия ко мне связан с тем, что, во-первых, я не анонимна и моя редакция не анонимна. Никто из моих сотрудников не скрывает своего имени. Во-вторых, наша редакция честно дает обе позиции. В ООН выступил Небензя (Василий Небензя — постоянный представитель России при ООН и в Совбезе ООН. — Forbes)? Вот основные тезисы. Обратился к нации Зеленский (президент Украины Владимир Зеленский — Forbes)? Вот наша новость. Бомбят Донбасс? Вот про Донбасс. Атака на Николаев? Вот видео из Николаева. Людям тяжело выбирать стороны, трудно разобраться в ситуации. Пока что все просто пытаются понять, что вообще происходит. Поэтому важно сохранять объективность.
При этом я бы не назвала контент, который мы создаем, какой-то «альтернативной» новостной повесткой. Или альтернативной точкой зрения. Суть в том, что на фоне федеральных каналов YouTube позволяет себе куда более широкое двустороннее освещение. Это и есть суть журналистской работы — дать высказаться обеим сторонам, не навязывая никому свою собственную позицию. Главное в текущей ситуации — тщательный фактчекинг.
Мне кажется, такой формат сторителлинга, который сейчас сложился на фоне российской спецоперации, в онлайн-среде — это очень честно и по делу. Все, абсолютно все каналы, которые освещают новости конфликта, выросли в 3-5 (а то и более!) раз. С привычных 2-3 млн просмотров показатель вырос до 15-20 млн просмотров в день. И это не связано с федеральной или «альтернативной» повесткой, а связано с тем, что аудитория пытается разобраться в происходящем и пытается получить последние новости. Стримы собирают от 100 до 300 000 онлайн. И это абсолютный рекорд по интересу аудитории среди всех событий за все время работы YouTube в России.
При этом я крайне плохо отношусь к тому, что представители пропаганды постоянно ищут врагов и виноватых. Допускать сливы личных номеров, нагонять ботов и позволять себе личные оскорбления и хейт — это недопустимо.
Я не хочу произносить слова «суверенный интернет», но я не удивлюсь, если с нами это случится. Twitter и Facebook замедляют, Telegram работает с перебоями, Instagram периодически не грузится. Но я уже давно внутренне готовлюсь к этому, с тех времен, когда только начались разговоры про блокировки YouTube и деньги, которые вбухивают в его российский аналог.
Но блокировка социальных сетей — далеко не самые страшные последствия. Российской экономике в ближайшем будущем будет очень тяжело. И вот так тяжело будет долго. Я совершенно согласна с большинством экономистов. Если у кого дальше и будет хорошо, то точно у тех, кто обладает какими-то инсайдами о дальнейших действиях России. В такие моменты можно легко сколотить себе состояние, если знать, куда вложиться, какие акции купить. Ага, вот это решение приведет к росту активов российских компаний — покупаем. Ага, вот эти компании просядут — сбрасываем. Но такими тайными знаниями обладает крайне маленькая прослойка людей.
И я все-таки считаю, что за железным занавесом, когда совсем нельзя никуда выехать и когда тебя спрашивают, есть ли родственники за границей, — страна окажется вряд ли. Это не СССР, никто не будет удерживать людей в стране насильно. Но, скорее всего, мы длительный период времени будем жить в обстоятельствах, когда выезд за границу будет сильно затруднен взаимными санкциями и курсом рубля.
Мнение редакции может не совпадать с точкой зрения автора
*Согласно требованию Роскомнадзора, при подготовке материалов о специальной операции на востоке Украины все российские СМИ обязаны пользоваться информацией только из официальных источников РФ. Мы не можем публиковать материалы, в которых проводимая операция называется «нападением», «вторжением» либо «объявлением войны», если это не прямая цитата (статья 53 ФЗ о СМИ). В случае нарушения требования со СМИ может быть взыскан штраф в размере 5 млн рублей, также может последовать блокировка издания.