Каждый шестой документ правительства в прошлом году оказался непубличным
В прошлом году правительство не стало публиковать как минимум каждый шестой документ, который приняло. Доля непубличных распоряжений достигла максимума с 2014 года. Такое положение дел «не выглядит катастрофой», но соответствует тренду на большую закрытость госструктур, считают эксперты
Каждый шестой документ, принятый правительством в прошлом году (около 18%), оказался непубличным, выяснил глава АНО «Информационная культура» Иван Бегтин. Он написал об этом в своем Telegram-канале.
По его подсчетам, в 2021 году кабмин принял 6618 постановлений и распоряжений в совокупности, но опубликовал только 5424 из них — 81,96%. В частности, было опубликовано 2397 из 2610 постановлений (91,8% от всех принятых) и 3027 из 4008 распоряжений (75,5% от принятого числа), подсчитал эксперт. Таким образом, доля засекреченных распоряжений правительства превысила долю неопубликованных постановлений и достигла почти 25% (каждое четвертое распоряжение) — это максимум с 2014 года, подсчитал Бегтин. Его исследование охватывало период с 2014 по 2021 год.
Число непубличных актов правительства Бегтин определил на основе нумерации опубликованных документов, пояснил он РБК. Если на портале есть распоряжение №3027, значит, за год их было подписано не меньше этого числа. Однако стоит учитывать, что реальное число документов может быть больше, если последними стали засекреченные акты. Бегтин собирал данные с официального портала publication.pravo.gov.ru.
Постановления правительства затрагивают широкий спектр проблем, носят универсальный характер и принимаются по наиболее важным вопросам, пояснил РБК доцент департамента политики и управления НИУ ВШЭ Андрей Ларионов. Распоряжения, в свою очередь, регламентируют оперативные вопросы и часто могут быть адресованы одному органу или лицу, добавил эксперт.
По словам Ларионова, обязательно должны публиковаться правительственные документы, которые касаются прав, свобод и обязанностей человека, статуса юрлиц и органов исполнительной власти. Соответственно, кабмин не обязан публиковать акты, которые не подпадают под эти критерии. Постановления чаще устанавливают обязанности для неограниченного круга лиц и касаются прав россиян, поэтому они, как правило, более публичны, чем распоряжения, которые чаще имеют внутриорганизационное значение, пояснил Ларионов. При этом однозначно к публикации запрещены только документы, содержащие гостайну.
За шесть лет ежегодный объем распоряжений и постановлений правительства вырос более чем на треть, отметил директор по исследованиям ЦПУР Михаил Комин, добавив, что «на этом фоне снижение доли публично доступных документов на 4–6% не выглядит катастрофой», но при этом соответствует тренду на большую закрытость госструктур. По мнению эксперта, «гораздо хуже то, что продолжает пополняться список ведомств и структур, которые не обязаны публиковать свои госзакупки: в 2021 году к Минобороны, ФСБ и СВР добавились Росгвардия и ФСО». Он отметил, в частности, что у ведомств расширились возможности по изъятию информации из госреестров. «Также в прошлом году своим приказом №379 ФСБ фактически ввела дополнительную категорию информации, сбор которой ограничен, в дополнение к категориям сведений гостайны, секретных сведений и сведений для служебного пользования», — добавил Комин.