К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего броузера.

Тройка против России: почему чиновникам и олигархам рано бояться новых санкций

Джо Байден (Фото Jonathan Ernst / Reuters)
Джо Байден (Фото Jonathan Ernst / Reuters)
Администрация США дала ясно понять, что военное столкновение Киева и Москвы приведет к новым масштабным санкциям. Если военной эскалации вокруг Украины не произойдет, предложенная американскими сенаторами и конгрессменами серия законопроектов о санкциях против ведущих российских чиновников и бизнесменов вряд ли будет принята, полагает программный директор Российского совета по международным делам Иван Тимофеев

Эскалация отношений России и Запада в начале 2022 года закономерно привела к росту санкционных рисков. Президент США заявил о возможном отлучении российских банков от операций с американским долларом, а Конгресс один за другим опубликовал три санкционных законопроекта. Сенатский билль демократа Роберта Менендеса предлагает блокирующие санкции в отношении крупных российских банков и добывающих компаний, меры против организаций, оказывающих услуги в области передачи финансовых сообщений (речь о SWIFT), запрет на покупку российского долга, в том числе облигаций государственных компаний, персональные санкции в отношении высших должностных лиц, санкции в отношении «Северного потока — 2».

Затем похожую версию законопроекта предложил республиканец Марко Рубио. Палата представителей решила не оставаться в стороне. Свой вариант санкций выдвинул республиканец Джим Бэнкс. К привычному набору в виде запрета на покупку долга, очередного удара по «Северному потоку — 2», по финансовой системе, высокопоставленным чиновникам и крупным бизнесменам Бэнкс добавил включение России в список стран — спонсоров терроризма со всеми вытекающими репутационными и санкционными последствиями.

Российские рынки от происходящего были не в восторге. Индексы падали несколько дней подряд, а рубль слабел. Бизнес тревожит и то, что в законопроектах снижается порог для введения санкций. По сути, теперь предлагается вводить их превентивно.

 

На случай войны

Ситуация тревожная, однако для паники оснований нет. Действительно, война против Украины приведет к быстрому введению обещанных санкций. Они нанесут России серьезный экономический ущерб. Однако сам военный сценарий трудно назвать базовым, несмотря на воинственную риторику дипломатов и нагнетание в СМИ.

Война не принесет России решения проблем безопасности и породит множество новых вызовов. Возможные потери значительно превышают выгоды. В Москве это прекрасно понимают. Для России важна сама возможность военного сценария. К тому же на Западе не стали отметать российские предложения с порога. Их вряд ли примут в исходной версии, но диалог идет, и Вашингтон относится к нему со всей серьезностью. Дипломатические маневры будут сложными и необязательно успешными. Но сам факт дипломатии отодвигает войну на задний план. А с ним и радикальные санкции. 

 

Без военной эскалации законопроекты в текущей редакции вряд ли имеют шансы на прохождение. Санкционные билли — едва ли не рутина для Конгресса. По оценкам Российского совета по международным делам (РСМД) за последние три года их набирается почти 400. И это только те, которые подразумевают конкретные санкции. Наиболее популярные цели — Китай, Россия и Иран. Есть предложения санкций против союзников, например Турции. Есть экзотические темы вроде санкций за влияние на изменение климата или нарушение прав сексуальных меньшинств. В отношении России за прошедшие три года выдвинуто как минимум 40 законопроектов. Последняя тройка — наиболее агрессивная. 

Партийные ограничения

Следует учитывать, что «выживаемость» законопроектов весьма низкая. Подавляющее большинство не проходит даже одну палату, а до стадии закона вырастает менее 7%. Конечно, Россию можно считать особой темой. Конгресс успешно проводил санкции против «Северного потока» в 2019 и 2020 годах, хорошо известный закона CAATSA в 2017 году, пару законов по Украине в 2014-м, «Акт Магнитского» в 2012-м и ряд антироссийских сюжетов в рамках иных законов. Но более радикальные проекты не прошли. Например, в отношении «адских санкций» из законопроекта DASKAA в свое время весьма негативно высказался Белый дом, посчитав проект избыточным и неконституционным. Еще более свежий пример — отсеивание целого ряда антироссийских санкций в проекте оборонного бюджета США на 2022 год. Это произошло еще до текущего кризиса, но вполне показательно — сам факт появления законопроекта вовсе не гарантирует его успех. 

Другая деталь состоит в том, что законопроекты Менендеса, Рубио и Бэнкса пока выдвинуты от отдельных партий, тогда как до стадии закона обычно доходят  двухпартийные билли. Технически эту проблему легко решить, и в случае дальнейшей эскалации подобные межпартийные проекты появятся быстро. Тем более что по России разногласия не столь острые, как, например, по иранской ядерной сделке. Конгресс вполне может предложить еще серию законопроектов, а одна из версий вполне может стать законом даже в условиях низкой «выживаемости» биллей. Но если военной эскалации не произойдет, набор принятых мер вряд ли будет столь жестким, как это прописано в текстах Менендеса, Рубио и Бэнкса. Скорее принятие решений будет передано на усмотрение президента при условии постоянной отчетности о ситуации вокруг Украины. 

 

В сухом остатке перспективы жестких санкций напрямую зависят от возможности открытого военного столкновения России и Украины. Сам факт дипломатического процесса без войны будет хорошей новостью для бизнеса и рынков. 

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

иконка маруси

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+