Любая сторона улицы опасна для жизни: почему Санкт-Петербург утонул в мусоре и снегу
При Александре Беглове любая сторона улицы опасна для жизни, шутят петербуржцы о своем губернаторе, перефразируя известную надпись на стенах блокадного города: «При артобстреле эта сторона улицы наиболее опасна». Подконтрольные Смольному коммунальные службы не справляются с уборкой города, хотя бюджет ежегодно растет. Уборка тротуаров третьего класса* в зимнее время, например, с 2019 года подорожала с 202,2 рубля за кв. м до 218,7 рублей в 2021 году. Вывоз снега за это время стал дороже на пять рублей за кв. м. Город потратит на содержание дорог в первом полугодии 2022 года 7 млрд рублей.
Но высокие траты не спасают петербуржцев от травм. В среднем два десятка горожан, упавших на улице, ежедневно попадают в больницы, констатирует председатель комитета по здравоохранению города Дмитрий Лисовец. Прибавилось работы не только у врачей, но и у прокуроров: они теперь оценивают соблюдение требований законодательства при обработке дорог и пешеходных зон противогололедными материалами, чтобы выявить и наказать виновных.
Городу просто не хватает дворников, объяснил причину появления снежных завалов на тротуарах и площадях глава жилищного комитета Санкт-Петербурга Олег Зотов. По его подсчетам, в этом году чистят улицы и крыши 7000 рабочих, а надо 19 000 — почти в три раза больше.
Нехватка дворников — не новая для Петербурга проблема. Еще в 2020 году вице-губернатор Санкт-Петербурга Николай Бондаренко говорил, что «несмотря на все усилия дорожных предприятий по набору кадров, специалистов ручного труда для уборки улиц в снегопад недостаточно». Он связывал это с низкими зарплатами: «Содержание дворника стоит 50 000 при зарплате в 30 000 рублей. Если мы будем платить 50 000 рублей и еще 30 000 тратить на содержание, желающие найдутся». С тех пор размер средней зарплаты дворника в городе не изменился.
К сугробам и льду на петербургских тротуарах и дорогах с наступлением нового 2022 года прибавилась еще одна беда — мусорные завалы.
Новый год — новый оператор
С 1 января 2022 года в городе заработал единый региональный оператор по обращению с твердыми коммунальными отходами — АО «Невский экологический оператор» (НЭО), учрежденное правительством Петербурга, Ленобласти, банком ВТБ и ПАО «Интер РАО» в январе 2021-го.
Осенью прошлого года НЭО устроил перевозчикам мусора конкурсы, которые значительно сократили бизнес крупнейших игроков рынка, собирающих и вывозящих мусор из города еще с советских времен, — компании «Автопарк №1 «Спецтранс», контролируемой семьей Анатолия Язева и «Автопарк №6 «Спецтранс» Сергея Глухова. Суммарно они контролировали три четверти рынка. Первая, по данным СПАРК, вывозила мусор из южной части города и зарабатывала на этом 2,8 млрд рублей в год, а вторая — из северной, получая за это 2,5 млрд рублей в год.
В результате конкурсов первый автопарк лишился Невского и Пушкинского районов Петербурга. А шестой лишился всего: из-за ошибок в документах компанию не допустили до конкурса. Ее место заняло ООО «Эко Лэнд» Заура Рустанова. По численности персонала победитель конкурса почти в девять раз уступает АО «Автопарк №6 Спецтранс» — 72 человека против 618.
Крупнейшие компании пытались оспорить результаты конкурса в Федеральной антимонопольной службе и в судах, но успеха не добились. «Руководство шестого парка накануне Нового года не вывело мусоровозы на улицы — это главная и, пожалуй, единственная причина мусорного коллапса», — считает один из операторов рынка. Вице-губернатор Сергей Пикалев, курирующий мусорную отрасль, уверяет, что основная проблема — это нехватка у нового перевозчика транспорта. «Именно поэтому и произошел сбой», — считает Пикалев.
Все могло быть еще хуже. «Региональный оператор за три дня до Нового года письменно потребовал от нас убрать все наши баки с контейнерных площадок. Мы убрали только часть, осталось еще около 20 000. Если бы убрали все, коллапс в городе был бы в разы больше», — говорит Сергей Глухов, генеральный директор АО «Автопарк №6 Спецтранс».
Субподрядчики, работавшие на юге Петербурга вместе с АО «Автопарк №1 Спецтранс», бросились на север города: там за ту же работу новый генподрядчик предлагал значительно больше денег, чем на юге и в центре города. В результате проблемы с вывозом мусора распространились по всему городу.
Городские власти рассчитывают до конца месяца разгрести все мусорные завалы. Глава регионального оператора Екатерина Горшкова на пресс-конференции, состоявшейся в минувший понедельник, 17 января, заявила, что по итогам месяца может расторгнуть контракт с ООО «Эко Лэндом». «Будем оценивать по итогам первого месяца и внимательно изучим, что делать дальше. Сейчас работаем над исправлением ситуации», — заявила Горшкова.
На сайте оператора говорится, что «с начала работы «Невского экологического оператора» 1 января дополнительно было привлечено более 40 единиц техники. Региональным оператором и подрядными организациями в настоящее время ведутся переговоры о приобретении дополнительно нескольких десятков мусоровозов, которые «прибудут в город уже в ближайшее время».
Никакого возвращения автопарка №6 на городской рынок не будет — это уже решенный вопрос, уверяет собеседник Forbes, близкий к Смольному: «Когда вся эта ситуация затевалась — люди, принимающие решения, понимали последствия, конечно, никто не думал о столь резонансной катастрофе. Но, поверьте, скоро все наладится. Новый игрок, пусть пока и маленький, получит и помощь, и технику. Все будет хорошо».
На помощь Смольному спешат депутаты: создают рабочую группу, чтобы разобраться в ситуации и оценить масштаб катастрофы и с вывозом мусора, и с уборкой снега. Рабочую группу по мусору и снегу возглавил Дмитрий Павлов, лидер фракции «Новые люди». Депутатскому объединению предстоит нарисовать тепловую карту, которая должна отражать, в каких районах есть проблемы с уборкой мусора и снега, а где они решены, заявил спикер Заксобрания Петербурга Александр Бельский. На карте должны быть обозначены зоны ответственности муниципалитетов, управляющих компаний и подрядчиков, работающих по контрактам с городом, — это необходимо для депутатского контроля и чтобы понять, кто виноват и кто врет, уточнил Бельский. «Возможно, нас вводят в заблуждение управляющие компании и компании, выигравшие конкурс на уборку», — предположил спикер Заксобрания, намекнув, что виновные будут не только обнаружены, но и наказаны. Карта должна быть готова к началу следующей недели, заявил Бельский, а главное — в ней должны быть указаны сроки решения проблемы.
*Придомовые пешеходные асфальтовые дороги делятся в зависимости от их загруженности людьми. Тот или иной класс присваивается тротуарам в зависимости от их загруженности пешеходами с 8.00 до 18.00 ежечасно. Если их меньше 50, то тротуару присваивается 1 класс, от 51 до 100 — 2-й, больше 100 — 3-й. Уборка такой территории по закону зависит от класса.