Секрет счастья: как переосмыслить образование и отношения, чтобы изменить мир
По данным eжегодного Всемирного отчета о счастье, подготовленного Сетью ООН по выработке решений в области устойчивого развития, самые богатые страны — не самые счастливые. Финляндия на 1-м месте, США на 14-м, а Россия на 60-м, вслед за Нигерией. И рост ВВП не делает людей счастливее.
Модная тема в экономике — подсчет точного денежного порога счастья. В 2010 году профессора Дэниел Канеман и Ангус Дитон, ныне лауреаты Нобелевской премии, установили, что уровень счастья перестает повышаться после достижения годового дохода примерно в $75 000. A исследование, проведенное Мэтью Киллингсвортом в 2020 году, определяет, что счастье продолжает расти и после достижения этого порога, но незначительно по сравнению с другими факторами.
Большинство людей преклоняется перед деньгами. Профессор Ричард Истерлин, посвятивший более 50 лет исследованию счастья, в 2021 году опубликовал книгу «Уроки счастья экономиста: прощай, удручающая наука!». Истерлин отвергает распространенное мнение о том, что деньги делают людей счастливее: доходы в Соединенных Штатах утроились за последние 70 лет, а уровень счастья даже снизился. И все же стремление зарабатывать деньги появляется в молодом возрасте, причем образовательные системы нацелены именно на то, чтобы научить учеников зарабатывать.
Внутренний настрой на позитивность, а также брак и другие отношения входят в число наиболее важных факторов для счастья. И, кстати, их намного проще и дешевле получить по сравнению с материальными факторами, такими как государственные социальные программы или деньги. Однако в отличие от материальной стороны жизни, которой уделяется много внимания и обучения, эти нематериальные аспекты, оказывающие критическое влияние на счастье, брошены на волю случая.
Повышение счастья в мире (и предотвращение социальных проблем, порожденных различными формами внутренней неудовлетворенности) было бы одной из самых потрясающих форм положительного воздействия. В этой сфере есть три наиболее важные темы.
Во-первых, внутренний настрой. Согласно исследованиям, каждый десятый в мире страдает психическим расстройством. В Америке — каждый пятый. Примерно 8 млн смертей ежегодно, 14,3% смертей во всем мире связаны с психическими расстройствами. И цифры продолжают расти. Успехом цивилизации это назвать сложно. Большинство людей не умеет рассеивать негатив. Для этого есть простые инструменты, которые включают ставшую популярной медитацию. Но повышение внутреннего счастья способами, не связанными с внешними факторами, даже не входит в планы большинства людей.
Во-вторых, отношения. Брак — важнейший социальный институт, но его трудно назвать успешным, когда примерно половина браков заканчивается разводом и немало союзов представляют собой токсичные отношения.
В-третьих, воспитание детей. В жизни нет более важной задачи, чем правильное воспитание детей. Но что такое «правильно»? Опять же, общество молчит. Таким образом, воспитание поколений также оставлено на волю случая, и неудивительно, что рост счастья несоизмеримо отстает от экономического роста. И как мы можем научить детей быть счастливыми, если 10% из нас подвержены психическим расстройствам, 50% разведены и почти 100% из нас плохо представляют себе, как быть счастливыми самим, поддерживать добрые отношения либо правильно воспитывать детей?
Методик и теорий по этим темам, конечно, немало, старых и новых. Дейл Карнеги по вопросу отношений или Альфред Адлер о воспитании детей — это теории столетней давности, но они применимы и сегодня. Множество новых теорий — от концепции «эмоционального интеллекта» Питера Саллавоя, ныне декана Йельского университета, и Джона Майера, выдвинутой в 1990 году и позже популяризированной Дэном Гоулманом, до «позитивного интеллекта», описанного Ширзадом Чамином в бестселлере 2012 года.
Многие источники включают не только психологов, но и философов, мастеров цигун и религиозные учения. Даже далай-лама является соавтором книги «Искусство счастья».
Выбор той или иной теории менее важен, чем предоставление информации широкой публике. Приложений и онлайн-классов немало, но сориентироваться в этих ресурсах непросто, а доверять им по таким деликатным темам еще сложнее.
Компании по всему миру зарабатывают на продаже вещей, услуг или технологий, и все это, как показывают исследования, не имеет ничего общего с ростом счастья. Мы готовы платить за вещи. Почему же мы не готовы вкладывать в самообразование, которое реально улучшит нашу жизнь?
При этом секрет счастья зачастую приносит познавшим его и больше денег! Исследования показали, что позитивное мышление повысило производительность у 93% сотрудников Motorola, а в L’Oreal привело к увеличению продаж на $91 370 на сотрудника. Более того, повышенная позитивность одного человека увеличивает уровень счастья его окружения, причем с волновым эффектом.
Предлагаемое решение состоит из трех компонентов.
1. Популяризация. Через СМИ мы можем популяризировать истинные способы обретения счастья. Маленькая страна Бутан внесла вклад в большую идею, официально установив Индекс валового национального счастья в качестве измерения, альтернативного ВВП. В 2011 году Генеральная ассамблея ООН призвала страны — члены ООН последовать примеру Бутана и начать измерять счастье. С этого и начался ежегодный Всемирный отчет о счастье.
Тема благополучия становится все более важной. Но вопросы самопомощи, советы по взаимоотношениям и психическому здоровью по-прежнему либо стигматизируются, либо рассматриваются как роскошь для богатых. СМИ могут дестигматизировать эти темы, отделить их от психотерапевтического коучинга и убедить нас всех стремиться вкладывать в них свое время, деньги и усилия превентивно, а не реактивно. Счастье уже коммерциализировано в ошибочное убеждение, что его приносят деньги. Давайте не будем бояться коммерциализировать настоящее счастье.
2. Образование. Если соответствующие программы станут составной частью образовательной системы, мы получим инструменты для построения внутреннего спокойствия и плодотворных отношений. Правительство Дели ввело «Учебную программу счастья» в школах в 2018 году, некоторые страны начинают следовать этому примеру. Но бизнесменам и компаниям не нужно сидеть сложа руки и ждать, пока правительства примут меры.
Школы, летние и спортивные лагеря и другие образовательные учреждения могут иметь собственные программы или быть источниками рекламы сторонних программ для студентов или родителей в этой области. В Высшей школе бизнеса Стэнфордского университета знаменитый курс по межличностной динамике под смелым названием Touchy Feely («Чувствительно-трогательно») в течение уже многих десятилетий является самым популярным факультативом, его выбирают 90% студентов.
Не надо бояться институционализировать счастье.
3. Оцифровка. Среди более 10 000 приложений по психическому здоровью трудно найти работающего на ИИ чат-бота, который отвечал бы в режиме реального времени на часто задаваемые вопросы о том, как решать конкретные проблемы, связанные с настроением, отношениями или воспитанием детей. Технологии есть, например, у Woebot, но пока настрой соответствующих компаний на превращение пользователей в пожизненных пациентов мешает им выйти на рынок профилактики.
Проект может быть запущен в рамках уже собранного круга пользователей, например приложений по улучшению настроения Headspace или Calm.
Вопрос достоин решения на уровне международных организаций, крупных фондов или миллиардеров-визионеров. Техгиганты также хорошо приспособлены для запуска такого проекта, так как у них есть возможность создать автоматическое усовершенствование программ по алгоритмам и рейтингам пользователей. Их часто изображают в СМИ в негативном свете, и они в ответ тратят значительные средства на пиар. Если бы они направили часть этих средств на помощь людям в увеличении позитивности, то пиар стал бы естественным следствием.
Представьте, что Facebook вместо ребрендинга в Meta запускает приложение, которое помогает людям поддерживать добрые отношения, поскольку, в конце концов, Facebook — это про отношения. Google создает не только YouTube Kids, но и Google Parents. Amazon и другие онлайн-площадки добавят к своему обширному ассортименту тщательно отобранные образовательные программы и приложения для счастья.
А тем временем любая компания в любой отрасли может перейти от зачастую беззубых номинальных программ по повышению благополучия сотрудников к серьезным тренингам по внутреннему счастью и межличностной динамике с измерением результатов. При правильном подходе позитивность сотрудников и их семей возрастет, и, вероятно, так же повысится производительность компании.
Каждый, кто сделает счастливее свою страну, компанию, группу, семью или даже просто собственную душу, оставит человечеству истинное наследие, выходящее далеко за рамки обычных форм воздействия.
Мнение редакции может не совпадать с точкой зрения автора