К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего браузера.

Физика черных списков: к чему приведет попадание МФТИ под санкции США

Здание МФТИ (Фото: mipt.ru/instagram)
Здание МФТИ (Фото: mipt.ru/instagram)
МФТИ — alma mater 10 нобелевских лауреатов — попал в американский черный список конечных военных пользователей и из-за этого лишится возможности заказывать в США определенное оборудование. Для МФТИ шансы выбраться из такого черного списка ничтожно малы, cчитает преподаватель кафедры международного права МГУ Сергей Гландин

4 ноября 2021 года межведомственная комиссия по списку конечных военных пользователей, которую возглавляет Министерство торговли США, объявила о включении Московского физико-технического института (МФТИ) из подмосковного Долгопрудного в черный список юридических лиц. Решение вступит в силу уже завтра, 26 ноября, в момент официальной публикации в Федеральном Реестре нормативных правовых актов органов государственной власти США. 

Бюро промышленности и безопасности министерства Минторга (BIS) объяснило это тем, что МФТИ производил продукцию военного назначения для конечного военного пользователя. О какой именно продукции идет речь, кто тот самый конечный пользователь, BIS не пояснило. В межведомственную комиссию по списку конечных военных пользователей входят представители Госдепартамента, Пентагона, Минэнерго и по согласованию — Министерства финансов. Кто-то из указанных органов может располагать более подробное информацией о причинах и предпосылках такого шага. 

Таможня не дает добро

За последние семь лет, с началом санкционного противостояния с США, все, что неблагоприятно сказывается на России, наших гражданах или компаниях, обыватель называет словом «санкции». 

 

Быстро развивающаяся у нас в стране теория ограничительных мер и санкций делит всех на две категории. Первая — это бизнесмены и компании, которым собственная власть запретила вступать или продолжать финансово-экономические отношения с зарубежными фигурантами черных списков. Они — субъекты. Вторая — объекты санкций, те самые фигуранты, против которых вводятся ограничения и запреты. Если против них вводятся блокирующие санкции по линии Минфина США, то американские граждане и компании не могут продолжать с ними финансово-экономические отношения, а если во владении американских субъектов есть какое-то имущество или активы запрещенных лиц, то их замораживают. 

Но случай МФТИ немного иной — это не классические санкции. Правила экспортного контроля и попадание в списки Минторга не блокируют имущество, счета или активы. В нашем понимании это что-то схожее с таможней. И получается, что объект, в данном случае МФТИ, лишается права покупать у субъектов — американских компаний и граждан — определенные товары, программы или технологии. Вот под такие ограничения и попал основанный в 1946 году российский вуз. 

 

Еще из неблагоприятного: на детище Петра Капицы и Льва Ландау власти США навесили ярлык «военного пользователя». Выражаясь обыденным языком, американская таможня запретит что-либо поставлять в адрес МФТИ. 

Причина и следствие

Истоки запретов военного экспорта в США можно искать в 1979 году, когда СССР вторгся в Афганистан. США были от этого не в восторге. Чтобы как-то ответить геополитическому оппоненту, Конгресс США оперативно принимает новую версию закона «Об экспортном контроле». 

Его целью было предотвращение прямого или косвенного попадания военных товаров, запчастей американского производства и особенно технологий в Советский Союз. Во исполнение нового закона в структуре Минторга США появилось BIS. 

 

Данный орган стал следить чтобы при экспорте американских товаров, программ и технологий за рубеж не нарушались интересы национальной безопасности. Другой функцией бюро был контроль за реэкспортом, чтобы американские товары военного и двойного назначения не попали в СССР через какую-нибудь другую страну. 

США ввели разрешительный порядок экспорта и стали выдавать лицензии, которые разрешали поставки тех или иных групп товаров «особых» категорий. А чтобы правила экспортного контроля заработали, чиновники США начали составлять списки запрещенных лиц и юрисдикций под особым контролем. С тех пор экспортеры США при заключении внешнеторговых сделок в обязательном порядке «согласовывают» потенциального покупателя и его юрисдикцию со списками BIS, в особенности с черным списком военных конечных пользователей. 

К 2019 году в рамках длящейся реформы экспортного контроля в американской правоприменительной практике прочно закрепилась презумпция отказа. Нет, это не МФТИ будет обращаться за лицензией, если ему нужна американская программа, определенная технология или оборудование. Это делает американский поставщик, но получить такое разрешение он больше не сможет. 

Список конечных военных пользователей сейчас состоит из предприятий и организаций из Мьянмы, Китая, России и Венесуэлы. Все экспортные, реэкспортные или даже внутренние поставки лицам, включенным в этот список, подпадают под обязательный экспортный контроль и для них нужно разрешение. 

Если организация, включенная в список, является стороной сделки, будь то в качестве покупателя, промежуточного грузополучателя, конечного грузополучателя или конечного пользователя, то требуется лицензия, если только в отношении организации не применяется лицензионное исключение. 

 

Но как следует из сообщения Минторга США, никакие исключения в отношении МФТИ применяться не будут. 

Можно ли выйти из черного списка

Любая организация, включенная в список конечных военных пользователей, может потребовать удаления или изменения информации о себе в административном порядке. Для успеха такого обращения организация должна убедить американский регулятор, что она не является или изначально не являлась конечным военным пользователем. 

Согласно толкованию Минторга, чтобы американские регуляторы исключили организацию из списка, они должны иметь на руках, к примеру, доказательства сотрудничества с правительством США и получить гарантии соблюдения правил экспортного контроля в будущем.  Решение принимает межведомственная комиссия по списку конечных приобретателей.

Однако исключения из списка — большая редкость. Для принятия решения комиссия сотрудничает с другими органами исполнительной власти США, изучает информацию из открытых и закрытых источников, включая данные правоохранительных органов США. Не прибавится шансов, если фигурант обратится за исключением в суд. 

 

Решение по последнему делу китайского производителя текстиля и украшений для одежды Changji Esquel Textile показало: бизнесу не так-то просто добиться исключения из черного списка Минторга США. Эту компанию включили в этот список за использование рабского труда уйгуров в Синьцзян-Уйгурском автономном районе. Компания добивалась исключения через суд, но в октябре суд ей отказал. 

Американские суды традиционно подтверждают очень широкое толкование причин, которыми американские регуляторы руководствуются при наполнении черных списков, особенно когда речь идет о соблюдения интересов национальной безопасности. А применимая норма закона неумолима: Минторг включает в черный список иностранные компании, которые «обоснованно считаются причастными или представляющими значительный риск участия или своего вовлечения в деятельность», которая идет вразрез с интересами нацбезопасности и внешнеполитическими интересами США. 

Когда пришли за физиками 

На волне антироссийской истерии в США летом 2017 года за две недели обе палаты Конгресса приняли законопроект «О противодействии противникам Америки посредством санкций» (CAATSA). Дональд Трамп подписал его 2 августа того же года. 

Принятием этого закона власти США записали Россию в число внешнеполитических противников, а единственным средством давления на таких противников являются экономические санкции и иные меры экономического принуждения. Кроме дежурных ответов российского МИД о неизбежном симметричном ответе, в действительности Россия не отвечает симметрично. 

 

А США, на которые приходится почти четверть мирового ВВП, могут себе позволить отрубать от доступа к своему рынку все новые и новые российские организации, шаг за шагом повышая роль черных списков. И такое давление будет только нарастать. Сейчас пришел черед физиков. Кто будет следующим? Прогнозировать совсем не хочется. 

Мнение редакции может не совпадать с точкой зрения автора

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+