К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего браузера.

Профессиональный эксперт: как разобраться с «синдромом самозванца» и найти свое «я»

Фото Getty Images
Фото Getty Images
Применимы ли понятия «эксперт» и «профессионал» к новым профессиям и что не так с повсеместно звучащим призывом бороться с «синдромом самозванца», объясняет профессор бизнес-практики Московской школы управления Сколково Алексей Улановский

Еще поколение назад мы жили в мире с утвержденным списком профессий с ясными границами и требованиями к квалификации — разрядами и степенями. Сегодня изменились способы построения карьеры. А в новых профессиях, появляющихся как грибы после дождя, квалификация либо затруднена, либо пока не придумана. Добрая половина этих профессий — самозванные. Вы в буквальном смысле сами себя называете — тренером, трекером, консультантом по питанию, техником по звуку, специалистом по SMM или преподавателем английского. Никто с вас не спросит, никто не запретит. 

Половина наших регалий и подписей в социальных сетях и медиа — самозванные. «Эксперт в отношениях», «эксперт в продвижении в Instagram», «эксперт по слияниям и поглощениям». Кто проверит, что вы именно «эксперт», а не человек, который «немного в теме»? В какой момент мы становимся экспертами — спустя полгода, год или 10 лет? Как быть с профессиями и областями практики, которые сами по себе возникли год-два назад — могут ли там быть эксперты? Очевидно, что мы переживаем сегодня перестройку фундаментальных понятий «эксперт», «профессия», «профессионал».  Постоянное дробление новых занятий, отсутствие утвержденных названий для некоторых них, растущий по всему миру рынок фриланса, желание отличаться и иметь личный бренд — все это заставляет людей быть изобретательными в описании себя. В условиях, когда ты не можешь апеллировать к своей должности, формулировка «эксперт в…» стала новой формой визитки.

Мы все больше имеем дело не с подтвержденной извне экспертностью, а с самоидентификацией человека. Она может меняться, колебаться или мигрировать: сегодня эксперт в отношениях, завтра — в соцсетях. Наша самоидентификация также может быть заложницей нашего самопродвижения. Так, едва освоив новое занятие, мы стремимся быстрее заявить миру об этом, чтобы быстрее освободиться от старого и начать новое. Наша идентичность и уверенность в себе в этом случае догоняет наше самопродвижение. Наконец, есть много примеров, когда люди приписывают себе несуществующие достижения. «Собственник успешного бизнеса», «СЕО» нигде не зарегистрированной компании, «нейрофизиолог», прошедший лишь курс НЛП, «ректор» виртуального вуза с единственным преподавателем. 

 

Наконец, наш мир стал очень прозрачным и многоканальным. Мы гораздо чаще видим то, что делают другие — благодаря социальным сетям, группам в мессенджерах, сториз, зум-конференциям, онлайн-трансляциям. Все это незаметно вторгается в нашу жизнь, даже когда мы не ищем этого. Мы больше, чаще и предметнее сравниваем свою работу, образование, опыт, проекты, клиентов с тем, что видим у других. Часто это сравнение не в нашу пользу. И это еще один хороший повод чувствовать самозванство.

Синдром как мем

Как мы видим, «синдром самозванца» — сложнее и больше, чем проблема самооценки или ограничивающего мышления, в рамках которых его предпочитают обсуждать психотерапевты и коучи. 

 
  1. Мы живем в мире, где много самозванства — на этом строятся бизнесы, маркетинг, продажи, этим переполнены социальные сети. Если вы почувствовали себя самозванцем, не спешите себя переубеждать.
  2. Ощущение себя недостойным — это естественная и неотъемлемая часть становления профессионала. «Синдром самозванца» — лишь один из многих болей роста на пути к мастерству, наряду с неверием в вас других людей, негативной обратной связью и профессиональными неудачами. 
  3. Борьба с «синдромом самозванца» — это перевернутая с ног на голову картинка. Вместо борьбы со своим незнанием, недообразованием, недонавыками, недомастерством мы боремся со своим ощущением недомастерства. 
  4. Ели мы хотим избавиться от преследующего нас ощущения фальши — стоит сместить свой фокус с себя на других людей: что мы несем в мир? Насколько качественно мы осуществляем свою услугу? Чью жизнь мы можем сделать счастливее своей работой? Как говорил известный австрийский психиатр и психолог Виктор Франкл, путь к себе лежит через мир. 

Стать мастером 

Преднамеренная практика. Как становятся мастерами своего дела? На этот вопрос отвечают исследования подготовки высококлассных экспертов в спорте, науке, музыке, бизнесе. Один из ответов — каждодневная преднамеренная практика (deliberate practice). Она включает в себя фокус, точечную отработку отдельных элементов игры, встречу со своими слабыми сторонами, стремление выйти на уровень выше, работу с хорошим наставником, открытость обратной связи и многие-многие часы налета.  

Боль и сомнение — часть игры. Высший профессионализм и мастерство неотделимы от усилия, напряжения, неудобства, аскезы, боли. Одно из ложных обещаний, созданных культом self-help (помощи самому себе): обещание счастья в деятельности без напряжения и усилия. Но совершенствование навыка с возрастанием уровня исполнения предполагает не сокращение, а возрастание усилия, что говорят исследователи в спорте. Даже состояние потока, описанное на днях ушедшим от нас американским психологом Михаем Чиксентмихайи, это не расслабленное гедонистическое времяпрепровождение, но деятельность, требующая напряжения сил.  

Неуспокоенность. Что отличает чемпионов-олимпийцев, которые восхищают нас своим мастерством? Их толерантность к неудобству во время тренировок и выступлений. Их постоянное повышение планки чуть выше своих актуальных способностей. Это же отличает успешных людей в мире бизнеса. Мы написали об этом книгу «Руководители-чемпионы», посвященную успешным СЕО последнего десятилетия. Для них тоже характерна эта «неуспокоенность», желание пройти «экстра-милю», желание обучаться. Часть наших героев в зрелом возрасте приходили в совершенно новую для себя область бизнеса — банковское дело (как Герман Греф) или авиацию (как Виталий Савельев). К ним относились как к варягам, чужакам, они многое объективно не понимали. Но вместо озабоченности своим субъективным состоянием (некомпетентности, самозванства) — они устроили для себя и своей команды интенсивное обучение и довольно быстро стали признанными лидерами в своих индустриях.  

 

Ловушка категоричности. Проблема возникает тогда, когда мы категорично оцениваем себя в черно-белых тонах: «я некомпетентен», «я самозванец», «я лучший», «я профи». И то, и другое является нарциссической ловушкой. Качелями, в которые нас часто заносит — самообесценивание или триумф. Как у Высоцкого: «Я на коне, толкани — я с коня». Лекарство от этого — менталитет роста или «подвижный» образ мышления, описанный замечательным психологом Кэрол Двек.

Полезнее мыслить о себе не как о данности и застывшей сущности, но как о эволюционирующей, развивающейся системе. Полезно думать не о своей личности вообще, а о конкретных способностях. Тогда вы выходите из нарциссической дилеммы «я фальшивка / я трушный» и начинаете описывать свои способности по более дробной многоцветной шкале. В конечном счете, быть чувствительным к тому, когда фальшивишь — значит сохранять рефлексивность и критичность ума. Это отличный барометр для измерения своего поступательного развития и аутентичности. 

Мнение редакции может не совпадать с точкой зрения автора

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+