В России могут начать маркировать фейки от пользователей интернет-платформ. Такое предложение обсуждается в рамках меморандума, подписать который планируют СМИ и IT-компании. Проверкой пользовательских сообщений также займется организация, возглавляемая бывшим куратором интернета в Кремле
Крупнейшие российские интернет-платформы и СМИ договорились 7 октября подписать меморандум о фактчекинге, пишут «Ведомости» со ссылкой на источники.
Одно из предложений, которое будет обсуждаться с участниками, касается маркировки фейкового контента пользователей, утверждают два источника издания среди подписантов. Подписать меморандум планируют медиагруппы РБК, ТАСС, РИА, Rambler&Co, «Интерфакс», «Ведомости» и The Bell, следует из копии документа, с которой ознакомились «Ведомости».
Эти СМИ, будут проверять информацию на площадках интернет-компаний, в числе которых «Яндекс.Дзен» и Mail.Ru Group, а также Rutube и Avito. Фактчеком также займется АНО «Диалог». Этой организацией руководит бывший замначальника кремлевского управления по общественным проектам Алексей Гореславский (на этом посту он отвечал за интернет-проекты).
Держателем меморандума станет Региональная общественная организация «Центр Интернет-технологий» (РОЦИТ). Срок действия документа составит один год с возможностью пролонгации.
Представители Rambler&Co и Avito сообщили изданию, что присоединятся к меморандуму, представители «Яндекса» и Mail.ru Group отказались от комментариев. Планы по подписанию меморандума также подтвердил и председатель совета директоров «БНМ» — издателя «Ведомостей» — Иван Еремин, который также добавил, что «Ведомости» уже около года являются партнером «Яндекса» по программам фактчекинга на его площадках.
На момент подписания меморандума соглашение будет носить рамочный характер, но позже участники должны будут договориться, как именно будет осуществляться мониторинг фейков, как будет маркироваться такой контент. Предполагается, что выявлять потенциально недостоверную информацию должны будут сами интернет-площадки — в ходе мониторинга или по обращению пользователей или фактчекеров.
При этом признать информацию фейком может только сама платформа, после чего она должна будет промаркировать, опровергнуть фейк или удалить контент. Крайней мерой будет временная или постоянная блокировка пользователя, разместившего фейк, а также снижение возможности рекламировать или монетизировать такой аккаунт.
Приоритет в проверке информации на достоверность отдается сообщениям о количестве погибших при различных происшествиях, COVID-19 и исторических событиях, а также информации, которая может спровоцировать ажиотажный спрос на какой-либо продукт или рост его цены, а также контенту, разжигающему межнациональную рознь.
В документе четко не прописано, о каком именно контенте идет речь — пользовательском или сообщениях СМИ. По данным двух источников «Ведомостей», маркировать предполагается именно пользовательский контент, а не материалы СМИ.
Включать СМИ в список площадок, где будет маркироваться недостоверный контент, излишне, потому что закон уже предусматривает ответственность за публикацию фейков, считает один из источников издания. По его словам, алгоритм может работать так: если в одной из соцсетей появляется сообщение, которое может быть фейком, площадка может обратиться к одному из фактчекеров, подписавших меморандум. Если информация о фейке подтвердится, площадка в зависимости от технических возможностей маркирует, пессимизирует в выдаче или удаляет сообщение.
Сама по себе инициатива о саморегулировании в борьбе с распространением фейков позитивна, но к реализации конкретных положений меморандума есть вопросы, отмечает глава Ассоциации профессиональных пользователей социальных сетей и мессенджеров Владимир Зыков.
«Как поступать с информацией, правдивость которой в моменте невозможно проверить? Такое происходит при каких-либо катастрофах, трагедиях, когда противоречивая информация поступает неконтролируемыми потоками из разных источников, ее невозможно однозначно причислить ни к истинной, ни к ложной», — рассуждает он.