Дума эпохи транзита: почему выборы в парламент должны стать главным событием сентября
По опросу «Левада-Центра» (признана иноагентом), 56% россиян не одобряют деятельности парламента. Репутация у Думы много хуже, чем у правительства и губернаторов.
Разумеется, такая оценка деятельности нижней палаты парламента отражает ее роль в российской системе власти. А роль эта, прямо скажем, весьма скромная.
Если смотреть с высоты кремлевских башен, то функция Думы состоит прежде всего в легитимировании решений властной корпорации. Соответственно, в глазах большинства населения Дума не более чем театр, в котором актеры разного амплуа и дарования произносят реплики, придуманные сценаристом и утвержденные режиссером. Для людей более искушенных нижняя палата парламента — важный инструмент лоббирования интересов корпораций, тех или иных элитных кланов и регионов. Неудивительно, что более половины депутатов рекрутируется из бизнес-среды.
Но и эту незаметную для простецов функцию Думы не стоит преувеличивать. Бизнесу гораздо важнее иметь связи с силовиками и другими представителями федеральной и региональной исполнительной власти, которые принимают все значимые решения.
В этом смысле нынешняя Дума весьма напоминает Земские соборы XVI–XVII веков, с которых началась история представительства в России. С тем только отличием, что Земский собор не заседал постоянно, а созывался в особых случаях по усмотрению верховной власти, главным образом для скорейшего сообщения городам и весям о решениях.
Впрочем, все это может быстро измениться. В сентябре будет выбрана Дума VIII созыва, на легислатуру которой придется транзит власти в 2024 году. Если Владимир Путин пойдет на новый срок, Дума, скорее всего, никак себя не проявит, разве что выразит ритуальное ликование. Иное дело, если Путин предложит преемника. Конечно, сейчас не 1613 год, когда Земский собор решал, кому передать московский трон — Владиславу Польскому, Карлу Филиппу Шведскому, «Воренку» Марины Мнишек или отпрыску одного из «природных» боярских родов.
Тем не менее в ситуации транзита роль парламентских партий, обладающих и высокой трибуной, и широкой региональной сетью, скачкообразно возрастет. Возникнет почва как для торга с преемником, так и для разных дерзких проектов вроде выдвижения альтернативных кандидатов. Победа Путина над любым из них вполне предсказуема, но сможет ли его преемник набрать убедительное количество голосов — вопрос. Так что Дума VIII созыва может неожиданно стать и местом для дискуссий, и, главное, местом для принятия решений.