Владимир Путин в 13-й раз за свою президентско-премьерскую карьеру провел так называемую «прямую линию» с населением — многочасовой сеанс ответов на вопросы по всем возможным темам, от политики и экономики до личной жизни. В совокупности глава государства за все «линии» наговорил уже на 40 часов. Все подробности — в онлайн-трансляции Forbes.
Все готово к началу, телеканалы показывают кадры из зала, где состоится «прямая линия», подводят статистику сбора вопросов, разговаривают с потенциальными собеседниками Путина в зале и на специально оборудованных к трансляции площадках по всей стране.
Техническая информация для тех, кто вдруг хочет задать свой вопрос Путину: номер горячей линии — 8-800-200-40-40, адрес в интернете — www.moskva-putinu.ru или москва-путину.рф. Вопросы в виде SMS и MMS-сообщений принимаются на номер 0-40-40 с телефонов российских операторов связи и на русском языке.
Пока Путин не стартовал, почитайте наш свежий рейтинг богатейших бизнесменов России.
Пресс-секретарь Путина Дмитрий Песков перед «прямой» линией по традиции сделал комплимент шефу: «Работоспособности президента может позавидовать каждый». И впрямь: рекорд по хронометражу был установлен в 2013 году, когда глава государства отвечал на вопросы 4 часа 48 минут. В 2014-м общение длилось жалкие 3 часа 56 минут.
Какой-то такой информационный фон к «прямой линии» мы и ожидали: обыски в «Открытой России» Михаила Ходорковского.
Главный редактор «Эха Москвы» Алексей Венедиктов, который находится в студии, где будет проходить «прямая линия», проводит опрос. Если ему дадут слово, судя по всему, прозвучит вопрос про убийство Бориса Немцова.
Мария Ситтель рассказывает, что у нас был тяжелый год из-за война на Украине, но мы стали сплоченнее и дружнее. И даже счастливее.
Главный герой появляется в студии под драматическую музыку.
Число вопросов — рекордное, рапортуют ведущие «прямой линии». Новинка — фотовопросы по MMS.
Путин по традиции начинает, вооружившись статистикой. «Это был год, когда вам многое приходилось брать на себя», — напоминает ему ведущая Мария Ситтель.
Рубль растет, «нам не удалось допустить раскрутки спирали инфляции», рост ВВП на 0,6%, рост промышленных показателей, добычи нефти (525 млн т), собран богатый урожай зерновых...
Да, собственно рекордная цифра вопросов — 2,3 млн.
Продолжается позитивная статистика. В бумажки почти не подглядывает.
Банковская система в России очень устойчивая. Вклады населения растут. Такие новости.
Ведущий Кирилл Клейменов напоминает, что «все не так радужно». Ой, и первый вопрос по следам нашей публикации. Про «забрать Донбасс», помните? Клейменов спрашивает, правда ли Путин говорил бизнесменам, что санкции отменят нескоро.
Путин журит ведущего за то, что тот слушал невнимательно. Факт разговора о санкциях с предпринимателями подтверждает. Объясняет, что призывал бизнес становиться более самостоятельным.
«У нас опережающими темпами росла заработная плата, и она опережала темпы роста производительности труда. Коррекция была неизбежна. Не только санкции винованты. Нам нужно своевременно корректировать свою экономическую политику. Это элемент оздоровления нашей экономики и создание базовых условий для ее дальнейшего развития». Смело.
«Сколько все-таки терпеть?» — Клейменов не сдается. Опасается, что все будет, как в Иране. Путин говорит, что на Иран мы не похожи, потому что экономика побольше и поразвитее. Самое время развивать высокие технологии, добавляет он. Потерпеть придется, но неизбежен рост внутреннего сельхозпроизводства.
«Россия — сильная нация, и мы потерпим», — цитирует авторов вопросов Мария Ситтель. Путин повторяет, что «терпеть» кризис придется примерно еще два года. Но в целом обнадеживает.
«Что-то можно было сделать иначе?» — «Нет, мы поступили оптимально». Владимир Владимирович по традиции ошибки признавать публично не собирается.
Кирилл Клейменов давит на негатив: правда ли, что мы по-прежнему слишком зависим от цены на нефть и у правительства нет альтернативной повестки? Алексей Кудрин в зале на этих словах ухмыляется. Путин правительство защищает. Все как всегда.
Вопрос задает Алексей Кудрин. Он осаживает оптимизм Путина. Рассказывает о своем негативном прогнозе (Путин откашливается и улыбается). «Главный критерий обороноспособности — состояние экономики», — напоминает ему экс-министр финансов. Корректировками правительства ситуацию не исправить. «Где новая модель роста, что вы сделали?»
Путин говорит, что прогноз Кудрина точный, но напоминает экс-министру, что тот — соавтор программы развития экономики до 2020 года, так что тоже должен нести ответственность за нынешние структурные проблемы.
Путин упрекает Кудрина и других экономистов критиков в том, что они не обращают внимания на то, что происходит в реальной жизни, а значит, ситуация рискует скатиться в начало 90-х.
Ремарка про еврозону: она «трещит по швам». «Че там будет в целом?» — риторически спрашивает Путин.
Кудрин оправдывается: он и его коллеги не предлагают урезать «социалку», а просто сделать ее адресной. Путин в любом случае еще раз объясняет, насколько благодушно он относится к своему бывшему министру.
Вопрос задает фермер из Костромской области. Ресурсы господдержки не доходят до простых фермеров, которым они и должны быть адресованы.
Путин рассказал про общие меры поддержки сельхозпроизводителей. Тему развивает российский фермер Джон Кописки. Денег нет, ваш оптимизм — неправда, и т.д.
Forbes писал про хозяйство Джона Кописки еще в 2004 году — читайте материал «Лондон-Петушки».
Обсуждение сельского хозяйства затянулось. Теперь ректор МГИМО Анатолий Торкунов переводит тему — говорит про поставки комплексов С-300 Ирану.
Путин хвалит Иран за «гибкость», объясняет этим решение поставлять исламской республике комплексы ПВО. В санкционный список ООН С-300 не входят, напоминает президент, — решение временно отказаться от экспорта было доброй волей РФ.
Путин заверяет, что Россия учитывает интересы всех игроков на Ближнем Востоке, включая Израиль.
Вопрос про малый бизнес. Путин говорит, что предприниматели и сами знают, какие меры поддержки им предоставляет государство.
Путин говорит, что валютные ипотечники сами брали на себя риски резкого скачка курсов.
43 000 ММС-сообщений. Автор вопроса Елена просит, чтобы Путин как верховный главком приказал мужу ее подруги разрешить жене иметь собаку.
Путин отшучивается, но приказывать отказывается.
Повторный вопрос про статью в «том самом издании» — то есть у нас. Путин говорит, что «ничего подобного» просьбе Порошенко «забрать Донбасс» не было.
Про Украину Путин высказывается достаточно миролюбиво и безоценочно. Настаивает, что киевские власти должны заниматься восстановлением Юго-Востока и контактировать с ополченцами. Отказывается называть Порошенко «преступником».
«Не делаю разницы между русскими и украинцами, считаю, что это один народ».
Путин говорит, что Россия помогает Украине больше, чем ее новые западные союзники.
Ирина Хакамада задает вопрос про убийство Бориса Немцова. Есть ли шансы на то, что следствие найдет заказчиков? Готов ли Путин способствовать тому, чтобы оппозиционеры могли на равных бороться за места в парламенте, включая Алексея Навального и Михаила Ходорковского? Известно ли Путину о том, что российские войска были на Украине (об этом якобы было известно Немцову)?
Путин начинает с оппозиции: да, они имеют право участвовать в выборах. Правда, одно дело быть депутатом Госдумы в оппозиции и критиковать «все, что угодно», и другое — управлять страной. По мнению президента, оппозиция в парламенте — это было бы позитивно.
Про убийство Немцова: «это позорное и трагическое явление». Имена исполнителей установили за сутки. Вопрос был в том, где и когда их арестовать. «Надо отдать должное нашим специальным органам».
Удастся ли выйти на заказчиков и есть ли заказчики, Путин пока не знает.
Российских войск на Украине нет, уверенно говорит Путин.
Еще несколько примиряющих заявлений от ВВП:
— у России нет имперских амбиций, и Москва не собирается восстанавливать СССР;
— война с Украиной невозможна.
Путин говорит, что взял с губернаторов пострадавших от пожаров регинов обещание восстановить все дома погорельцев и инфраструктуру к 1 сентября.
Президент объясняет, что Россия не портила отношений с Западом, просто не собирается становиться вассалом США.
Путин комментирует приходящие онлайн трагические новости из Киева: убит журналист Олесь Бузина. Это такой же позор для Украины, как убийство Немцова — для России, считает президент.
Вопрос от ветерана Великой Отечественной Колесова Виталия Ивановича. «Есть ли сейчас у России союзники по борьбе с возрождающимся фашизмом?»
Путин вспоминает Александра III: «У России два союзника — армия и флот». Многие страны борются с теми же угрозами, что Россия.
«А кто наши враги?» — спрашивает Ситтель. Путин напоминает, что мы ядерная держава, так что «быть нашими врагами и друзьями одинаково почетно». «Враги — террористы, оргпреступность. Другие страны мы врагами не считаем и им считать врагами нас не рекомендуем».
Алексей Венедиктов спрашивает Путина про его отношение к увековечиванию памяти Бориса Немцова. Президент не видит в этом никаких проблем и обещает поговорить с Сергеем Собяниным на этот счет.
Вопрос от строителей космодрома Восточный — главной стройки страны, как подчеркивают ведущие. Представитель строителей говорит, что работники четыре месяца не получали зарплаты, так что они были вынуждены обратиться к главе государства. «А вам задолженность так и не выплатили?» — уточняет Путин. Ответ: 17% от декабрьской зарплаты. Сегодня выплатили по 70-80% тем, кто охранял объект.
Путин берет ситуацию с зарплатами и сбоями по темпам строительства под личный контроль.
Еще один строитель космодрома говорит, что объект не менее важен для страны, чем возвращение Крыма, поэтому, по его мнению, Путину следует также жестко взять ситуацию под свой абсолютный контроль. Путин отчасти соглашается, хотя оговаривается: речь не идет о миллионах жизней.
Путин 4-летнему жителю Нальчика на вопрос, трудно ли быть президентом: «У тебя получится».
Путин объяснил, что топ-менеджерам госкомпаний позволено не раскрывать свои доходы, чтобы не ставить российских руководителей в дискриминационные условия по сравнению с иностранцами. При этом президент настоятельно рекомендовал все-таки сделать данные публичными.
Вопрос про пенсионную реформу задает предприниматель из Тюмени Ирина Косогорова. Реформа становится все более загадочной и непредсказуемой. Обоснованы ли постоянные изменения правил игры? Путин не думает, что правила часто меняются, людям просто плохо разъясняют схему — балльная система вводилась, чтобы привязать пенсионные доходы к результатам его трудовой деятельности. Про пенсионный возраст: растет дефицит Пенсионного фонда, нужно искать источники средств, к тому же в стране растет продолжительность жизни. Похоже, президент в первый раз осторожно поддерживает идею повышения планки пенсионного возраста.
При этом президент говорит, что резкого повышения пенсионного возраста не будет. Если мужчинам повысить планку до 65 лет, «это что — отработал, в деревянный макинтош — и поехал? Так, что ли?»
Начинается блиц. Путин резко прерывает вопрос о том, хотел бы он себя клонировать: «Нет». Второй вопрос — про трагедию в Одессе. Путин надеется, что украинский народ когда-нибудь даст оценку пожару, в котором погибли десятки человек.
Путин рассказывает байку, про то, как они ходили в баню с Герхардом Шредером, а баня загорелась.
В завершение Путин называет прямую линию «самым мощным социологическим опросом».