В понедельник, 6 февраля, в Ново-Огарево премьер-министр РФ и кандидат в президенты Владимир Путин провел встречу с политологами. На протяжении четырех часов они обсуждали протесты оппозиции, возвращение прямых губернаторских выборов, президентскую гонку и многое другое.
«Организаторы шествий и митингов не вызывают у него ни политического доверия, ни политического интереса», — рассказывает присутствовавший на встрече политолог Глеб Павловский. Путин вновь обвинил их в неспособности внятно сформулировать свои требования. При этом одно из основных требований оппозиции — освобождение политзаключенных — премьер назвал бессмысленным, заявив, что осужденных по политическим мотивам в России не существует в принципе. Имена бывшего главы ЮКОСа Михаила Ходорковского и экс-президента банка «Менатеп» Платона Лебедева политологи вспоминать не стали.
К самим участникам акций протеста у Путина отношение чуть мягче. Так, президент фонда «Петербургская политика» Михаил Виноградов не обнаружил у Путина привычных для него «брезгливых» ноток в разговоре о митингующих. «Он согласился с теорией, что на улицы выходит средний класс, который привык быть требовательным в экономике, привык, что за ним бегают как за потребителем, а теперь ждет подобного и от политики», — говорит Виноградов.
Павловский рассказывает, что Путину пришлась по вкусу озвученная кем-то из присутствующих мысль, что «митингующие похожи на детей, которые пока непонятно чего хотят». Он «оживился и горячо одобрил подобную формулировку, посчитав, что нужно помочь им повзрослеть».
Речь на встрече так же ожидаемо зашла о губернаторских выборах. Во-первых, Путин в очередной раз подтвердил возвращение института прямых выборов глав регионов. Во-вторых, в очередной раз отказался уточнять их точный формат. «Очевидно, что речь идет о каком-то предварительном президентском фильтре, но окончательные детали неясны. Его беспокоит прежде всего возникновение этнократических режимов в отдельных республиках», — пересказывает Павловский.
Всплыла и тема второго тура на грядущих 4 марта выборах. Про второй тур он говорил спокойно и уверенно, без каких-то эмоций, говорят опрошенные Forbes участники встречи. «Но внутренне, как мне кажется, он уверен в себе и ориентирован на победу уже в первом раунде», — отмечает Виноградов. Он даже не знает или делает вид, что не знает, точную дату второго тура, подтверждает Павловский.
Поименно перечислять фамилии членов своего будущего правительства Путин не стал, однако пообещал в самое ближайшее время представить список министерств, в которых ожидается обновление в руководстве. При этом Дмитрий Медведев, считающийся главным кандидатом на кресло премьер-министра, в этом контексте не упоминался ни разу.
Наконец глава правительства заявил о своих глубоких симпатиях к американской двухпартийной системе, которая привлекает его своей устойчивостью. Путин признался, что постоянно размышляет о том, каким образом выстроить политическую систему России, чтобы она не зависела от двух-трех человек.