Виталий Малкин: «Я решил красивое имя придумать. Зачем там быть Малкиным?»
Старожил рейтинга богатейших бизнесменов России Forbes (125-е место в 2013 году, $850 млн) Виталий Малкин 26 марта сдал мандат сенатора. Причиной его ухода из Совета Федерации стал скандал, разгоревшийся после публикации документов в блоге Алексея Навального, свидетельствовавших о наличии у Малкина второго гражданства, а также о незадекларированной недвижимости и бизнесе за рубежом. В интервью Forbes Малкин рассказал, почему покинул парламент, когда отказался от гражданства Израиля и зачем его получал, кому выгоден «слив» компромата на него и зачем он встречался с конгрессменами США накануне рассмотрения «закона имени Сергея Магнитского».
В чем Навальный обвинял Малкина:
1. наличие гражданства Израиля, что запрещено законом "О статусе члена Совета Федерации…": документы – копии иммиграционной анкеты и письмо адвоката Джозефа Р. Янга – датировались 1990–ми годами;
2. занятие предпринимательской деятельностью: по данным оппозиционера, до 2011 года структуры парламентария владели более чем 100 коммерческими офисами в Торонто, которые сдавались в аренду, и этот факт не был отражен в декларациях сенатора о доходах;
3. владение незадекларированной квартирой стоимостью $16 млн в Нью-Йорке, из-за которой экс-сенатор судится с американским дизайн-бюро.
— Вы утверждаете, что в августе 2007 года отказались от гражданства Израиля. Хотелось бы получить доказательства.
— Мы предоставим вам все документы, включая заявление, написанное мной от руки (см. ниже). Я действительно был гражданином Израиля, но после принятия в России закона о запрещении занимать государственные должности лицам с двумя и более гражданствами, я от него отказался…. я попросил также отменить израильское гражданство своих несовершеннолетних детей. Просьба была удовлетворена.
— В израильском паспорте было указано имя Авихур Бен Бар. А зачем имя нужно было менять?
— Мне сказал адвокат про такую возможность - что я имею право, даже посоветовал. Я решил какое-нибудь красивое имя придумать. Там ведь все Бары, Беры, Шломы, и зачем там быть Малкиным? Я особенно ничего не придумывал, просто перевел свое имя на иврит. Получилось Авихур Бен Бар. Бен — это сын, Бар это Борис. Авихур это Виталий. Вернее так: Виталис – это Бог жизни. У евреев это Авихур. В переводе получилось Виталий, сын Бориса.
Все это делали. Я много таких примеров знаю.
— Зачем вам понадобилось израильское гражданство?
— С израильским паспортом можно было перемещаться по миру, за исключением арабских стран и Америки. Я подал документы на гражданство в конце 1993 года, а получил его в начале 1994-го. Будучи евреем, это было легко. У меня многие родственники там живут. …
— В том же 1994 году вы подавали документы на постоянное место жительства в Канаде. Там жили ваша бывшая жена со старшим сыном Леонидом. Хотели чаще видеться с сыном?
— … В России тогда все было совсем не как сейчас, неуютно. Не было понятно, куда все повернется. Моя бывшая жена и сын получили канадское гражданство как беженцы. А я так не хотел. Я хотел сначала получить резидентство, которое давало бы мне потом право на гражданство. У меня в то время в России уже был банк, с партнером вместе («Российский кредит» совместно с Бидзиной Иванишвили -- Forbes).
— И в Торонто у вас было офисное здание…
— В Канаде тогда был кризис и я купил там здание, чтобы сдавать его под офисы. Это была очень выгодная покупка – здание продавал банк, который забрал его за долги. Тому, кто строил, здание обошлось в $30 млн, а мы заплатили за него всего $2 млн.
Потом выяснилось, почему так дешево продавали – арендаторов не было, а налоги приходилось платить огромные.
С нашими эмигрантами Мариной и Майклом Бульманами я был знаком с 1990 года. Поэтому, когда они предложили купить здание и им управлять, я согласился… Я сделал их соучредителями компании по управлению недвижимостью с долей 5%. Как выяснилось впоследствии, (и мне представили доказательства), они вели дела недобросовестно и в ущерб моим интересам, только с желанием личной наживы. Они не только не искали арендаторов, но и как выяснилось, присваивали те деньги, которые я им давал на управление зданием и уплату налогов.
Когда они поняли, что скоро придет время за все отвечать, они, зная что иммиграционная служба рассматривает мои документы, решили мне помешать. Они связались с CSIS (канадская контрразведка -- Forbes) и Королевской федеральной полицией, рассказывали, что я связан с организованной преступностью и отмыванием денег. Никаких доказательств они представить не могли, но у меня возникли проблемы с канадскими властями, и я попал в «черный список», никакого резидентства я так и не получил. Но самое главное, не мог приезжать и контролировать свои инвестиции.
— А что с офисным зданием?
— Оно было в таких убытках и в таких неуплатах по налогам, что невозможно было уже им управлять, его продали, погасили налоги и все. Я сам, конечно, виноват – сначала у меня не было достаточного контроля — я им доверял, а потом я не мог туда приехать, визу не давали.
Но сейчас все финансовые злоупотребления Бульманов выявлены, против них ведется судебное разбирательство, слушание дела назначено на июнь этого года. Подробностей пока сообщить не могу – это будет арбитраж на большую сумму денег.
— Квартира в Нью-Йорке на Манхэттене в какой момент у вас появилась?
— Квартиру приобрел старший сын на свои деньги, и оформлялась она сразу на него. У него раньше был бизнес в Израиле.…. Насколько я знаю, она пока не достроена. Мы вам все документы о его трасте, который владеет квартирой предоставим (см. приложение).
— А что у него за бизнес в Израиле?
— Был прибыльный и очень популярный ресторан. Конечно, я ему помогал вначале, а потом он сам все делал. Сейчас ресторана у него нет, так как он прекратил свой бизнес в Израиле, а в последующем приобрел квартиру в Нью-Йорке. Сейчас он в Москве, работает в инвестбанке Renaissance Capital, набирается опыта.
— Вы являетесь налоговым резидентом России?
— Да. В этом году я не знаю как получится. В прошлом году я здесь большой налог заплатил.
— Ваш задекларированный доход составил 1 млрд рублей. Такой большой доход образовался от продажи ценных бумаг? Вы продавали что-то с прибылью из своего инвестиционного портфеля?
— Да, от продажи бумаг образовался.
— Почему вы решили уйти из Совета Федерации, если считаете, что не нарушали никаких законов и можете это доказать?
— … Во-первых, я устал уже, девять лет – достаточный срок. Во-вторых, по духу нового закона есть общее представление, что люди более или менее обеспеченные должны быть подальше от политики. … Я, честно говоря, просто подумал, что учитывая нынешнее противостояние с оппозицией, постоянный слив негативной информации, компромата на депутатов и сенаторов, меня в покое все равно никто не оставит. Это основная причина ухода.
...
— Накануне принятия в США закона о санкциях в отношении россиян, виновных в смерти Сергея Магнитского вы поехали в Америку рассказывать конгрессменам, что Магнитский умер от пьянства. Зачем? Кто Вас об этом попросил?
— Меня никто не просил. И я не рассказывал, что Магнитский умер от пьянства. Никогда этого не рассказывал, это Уильям Браудер (глава фонда Hermitage, на который работал Магнитский -- Forbes) распространяет. Я приехал с очень разумным предложением к конгрессу США — создать совместную парламентскую комиссию по тщательному и объективному изучению деятельности фонда Hermitage и смерти Магнитского; было ли основание для возбуждения уголовного дела или нет — до рассмотрения «Закона Магнитского» в конгрессе США. Мое предложение было не слушать в одно ухо только то, что говорит Браудер. Я привез файл с документами, который собрала наша делегация в Следственном комитете при МВД, в СК РФ, в Министерстве по налогам и сборам, более 40 страниц со схемами и названиями компаний... Мы хотели попросить американских законодателей через свои каналы помочь установить, кто получил деньги. Это же легитимное предложение. Российское государство говорит, что не знает, куда ушли деньги. Если вы подозреваете, что эти деньги украли работники российских правоохранительных органов, так помогите найдите конечного получателя денег.
… Америка — жесткая и умеющая находить секреты страна. Американцев европейские и другие банки послушались бы и, скорее всего, ответили бы на их запросы. Это помогло бы установить истину.
Вот с этим предложением я приехал... Я думаю, ФБР могла бы за месяц справиться. Ведь разумная идея, не правда ли? А Браудер умудрился все против меня повернуть. Почему ему эта идея не понравилась?
— Вы теперь свободный от государственной должности человек, чем планируете заняться?
— Не знаю пока, еще совсем мало времени прошло. С Бурятией буду по-прежнему работать (Малкин представлял Бурятию в СФ -- Forbes). Мой фонд «Эра» продолжает работать. В этом году снова отправим в Америку по программе Open World 30 человек. На пенсию точно не собираюсь!
Полную версию интервью Виталия Малкина читайте в ближайшем номере журнала Forbes. Кроме того, в рамках спецпроекта «Участники списка Forbes в парламенте» журнал расскажет о других сенаторах и депутатах, имеющих собственность, счета или недвижимость за рубежом.