Комитет гражданских инициатив (КГИ) Алексея Кудрина в понедельник презентует аналитический доклад «Первые итоги партийной и избирательной реформ 2012 года». Ключевой вывод экспертов: законодательные изменения, на которые власть решилась в период всплеска протестной активности после думских выборов, на деле не привели к реальному повышению уровня политической конкуренции. Доказательством этого, по мнению авторов исследования, служат как неутешительные результаты бурного партстроительства прошлого года, так и прошедшие в октябре региональные и муниципальные выборы.
Всего за 12 месяцев Минюст расширил реестр зарегистрированных партий с 7 до 48 наименований. Еще более внушительной выглядит статистика по числу оргкомитетов, которые являются предварительным этапом на пути к регистрации новой партии, — этих объединений было создано 280. Впрочем, большинство оргкомитетов партиями не становятся, а те, что все же преодолевают этап регистрации, де-факто оказываются слабыми участниками избирательных процессов в сравнении с партиями-«старожилами», указывают эксперты. Нередко «новички» партийной системы либо участвуют в выборах «для галочки», либо выступают в роли «спойлеров», призванных отнять голоса у той или иной влиятельной политической силы на региональном уровне, пишут авторы.
По их мнению, ярким свидетельством несистемного подхода новых партий к электоральному процессу стала технология «пакетного» формирования списков кандидатов. Речь о ситуациях, когда одна и та же группа лиц, чаще всего не имеющая отношения к региону, баллотируется сразу на нескольких выборах.
Власти, в свою очередь, несмотря на либерализацию партийного законодательства, сохранили рычаги влияния на ситуацию в виде «отсеивания» неудобных партий через давление на избирательные комиссии. К тому же фактор «муниципального фильтра» поставил в неравные условия самовыдвиженцев и партийцев, подчеркивают аналитики КГИ. На региональных выборах отсев при регистрации кандидатов от непарламентских партий составил всего 4,8%, в то время как для самовыдвиженцев — 40,5%.
В единый день голосования 14 октября 2012 года избиратели никак не продемонстрировали роста интереса к новой электоральной реальности. Сохранилась обратная тендеция снижения их активности. По оценке КГИ, уровень участия россиян в выборах на региональном и муниципальном уровне «приблизился к критической отметке». Эксперты выделили девять регионов, где предыдущие аналогичные выборы проводились в прошлый раз осенью и без смешения с выборами более высокого уровня. В пяти случаях — на выборах Сахалинской областной думы, губернатора Брянской области и глав трех городских поселений — явка оказалась ниже. В остальных эпизодах из выборки либо сохранился прежний уровень интереса граждан к выборам, либо наблюдался незначительный рост интереса.
Всего в осеннюю кампанию в 20 случаях «Единая Россия» получила более половины голосов избирателей, принявших участие в голосовании, в 21 случае — менее половины. Благодаря принципу, при котором голоса партий, не преодолевших минимальный избирательный порог, пропорционально распределяются в пользу фаворитов выборной гонки, а также смешанной выборной системе, партия думского большинства нередко получает большинство мандатов на региональном уровне даже при фактическом уровне поддержки не более 40%, сетуют авторы исследования.
Новые партии лишь во Владивостоке, Карачаевске, Березовском и Каменске-Уральском получили в сумме значительный результат. При этом в Карачаевске и Березовском это результат одной партии («Коммунистов России» и «Зеленых»). Во Владивостоке, напротив, это суммарный результат семи партий, из которых больше всего (3,8%) получила организация «За женщин России». В восьми кампаниях из 19 новички даже в сумме получили менее 7% голосов.
Разочаровали экспертов и итоги губернаторских кампаний в пяти регионах, где переизбрались действующие губернаторы. Эти кампании сопровождались применением административного ресурса в виде отстранения неугодных власти кандидатов и низкого уровня конкуренции за счет сложности прохождения процедуры «фильтра» в виде сбора подписей муниципальных депутатов. В Новгородской области этот барьер оказалось не под силу взять даже кандидатам от КПРФ и «Справедливой России», зато планку легко преодолел ставленник «Патриотов России» — партии, на предыдущих выборах в регионе завоевавшей доверие менее 1% электората. В любом случае большинству кандидатов, даже от оппозиционных партий, прохождение «фильтра» стоит обязанности искать поддержки у местных депутатов-единоросов, на муниципальном уровне занимающих подавляющее большинство мандатов. Лишь коммунист Вадим Потомский в Брянской области обошелся без альянса с политическими оппонентами. В итоге именно брянский кандидат КПРФ чуть было не сотворил главную политическую сенсацию осени, добившись временного отстранения от избирательной кампании действующего главы региона Николая Денина.
Эффект от таких реформ по состоянию на сегодняшний день либо выглядит крайне противоречиво, либо и вовсе стремится к нулю, заключают эксперты КГИ. Властям авторы исследования советуют продолжать комплексную реформу партийного и избирательного законодательств, чтобы вдохнуть в политическую жизнь страны реальную конкуренцию.