Прервать «Династию»: как закрытие фонда отразится на финансировании науки
Совет фонда «Династия» принял решение о закрытии фонда. Сообщение об этом появилось в среду, 9 июля, на сайте организации. О возможном закрытии фонда его основатель Дмитрий Зимин говорил еще в мае, когда Минюст включил «Династию» в список иностранных агентов. Зимин не стал обжаловать решение в суде. «Судиться, чтобы иметь возможность тратить свои деньги? Ни в коем случае», — объяснял он Forbes. Позднее стало известно, что основатель «Династии» покинул Россию.
Зимин (основатель и почетный президент «Вымпелкома») создал «Династию» в 2002 году как некоммерческий фонд, поддержавший российскую науку и образование. Фонд реализовывал программы просвещения школьников, студентов, преподавателей и молодых ученых, а также занимался популяризацией фундаментальной науки. Согласно информации на сайте фонда, он организовывал 15 ежегодных конкурсов среди молодых математиков и физиков на получение грантов, проводил публичные лекции ученых.
Планируемый бюджет программ и проектов «Династии» на 2015 год — 435 млн рублей, в 2014 году затраты фонда составили 352 млн рублей, в 2013 году — 328 млн рублей. По оценке российского филиала CAF (Charities Aid Foundation; занимается исследованиями в области благотворительности и развитием филантропии), сумма около $10 млн в год — это средний размер годового бюджета заметного российского частного фонда. Филантропов, помогающих деньгами образованию, в России немало. По данным того же CAF, поддержка образования – одно из самых популярных направлений для пожертвований у самых богатых частных благотворителей и крупных фондов, созданных на деньги корпораций.
Чем отличаются образовательные проекты «Династии» от того, что делают фонды крупных российских компаний или их владельцы? «Поддерживают образование многие, но все делают это по-разному. Значительное число богатых людей дают деньги вузам, где раньше учились, или участвуют в создании новых частных школ и вузов", — объясняет директор филиала CAF Мария Черток. «Династия» же больше 10 лет последовательно, по словам Черток, реализовывала конкретные образовательные проекты. "Фонд Зимина всегда был примером того, как системно и эффективно помогать науке и популяризировать ее. Он фактически создал моду на научный нон-фикшн и был первым, кто попытался остановить процесс утечки мозгов из России», - считает Черток.
Как отразится закрытие «Династии» на благотворительных проектах российского бизнеса в области науки и образования? «Мы как организация продолжим существовать, но все совместные программы будут закрыты. Люди, которые могли получить гранты, их не получат», — объясняет собеседник Forbes в одной из научных организаций, с которой сотрудничала «Династия».
«Того, что делает Зимин и его фонд, больше никто сейчас не делает», — считает Черток. Она предполагает, что часть проектов «Династии» сможет получить помощь от других крупных частных фондов, например «Вольного дела» или благотворительного фонда Владимира Потанина. Но закрытие «Династии» станет важным негативным сигналом для всех частных благотворителей, предупреждает Черток. «Ситуация с «Династией» показывает филантропам, что частная благотворительность государству не нужна и, более того, может быть наказуема, — считает Мария Черток. — А для всех, кто занимается наукой, — это огромное разочарование и очень сильный демотиватор».