Возле одесского Дома профсоюзов стоит такой же запах, как два с половиной месяца назад на киевском майдане. Пахнет гарью от сгоревших шин. Алые гвоздики на пепелище, сотни людей, несколько милиционеров и постоянные проклятия: «Где вы были, суки, в пятницу, почему вы не сделали коридор, чтобы вывести людей из горящего здания?», «За что вы получаете зарплату?» Это самые мягкие упреки в адрес правоохранителей, стоящих возле обгоревших дверей.
Внутри здания ассоциация с майданом только усиливается. Здесь — как будто на улице Грушевского в Киеве — есть давящее чувство, осознание того, что ты стоишь на месте, где несколько дней назад умирали люди.
— Нужно убивать этих тварей, — говорит мужчина, осматривающий обгоревшие коридоры.
— Ты с ума сошел? — спрашивает его спутник.
— Ладно, я шучу.
Ближе к полудню на площади перед сгоревшим зданием собралось более тысячи человек, образовался стихийный митинг.
Боль, обида, злость — почти в каждом взгляде.
Люди как будто ищут, на кого эту злость выплеснуть. Кто-то слышит, как я перевожу французским коллегам выступления манифестантов.
— Европейцы, вы все врете, идите на … отсюда в свою Европу, суки!
Рядом стоит парень помоложе: ребята, вам действительно лучше отойти. Мы отходим и слышим вслед новую порцию ругательств. Чуть дальше какая-то женщина собирает деньги для пострадавших от пожара 2 мая. Рядом с ней парень возмущается тем, что она собирает пожертвования без каких-либо документов и не дает возможности проверить, на что она их потратит. Сам он, судя по всему, тоже против майдана, но, услышав критику в свой адрес, женщина называет парня «правосеком» и обвиняет во всех смертных грехах.
Мимо идет молодой человек и кричит, что «всем бандерам нужно резать глотки» и это время скоро наступит.
Примерно через час толпу зовут идти «на Преображенку». То есть на Преображенскую улицу, где находится местное управление МВД. Люди собираются в колонну и уходят с площади. Звучат лозунги «Фашизм не пройдет», «Россия!», «Немировский — убийца». Владимир Немировский — это глава Одесской областной администрации. Еще пару лет назад он с трудом защищал свой одесский бизнес от «наездов» семьи Януковича, был героем номера украинского Forbes как символ непокоренного предпринимателя. После победы евромайдана его назначили губернатором Одесской области.
На «Преображенку» идут, чтобы освободить задержанных пророссийских активистов, которых держат в КПЗ в здании управления МВД. Уже через два часа после начала похода цель была достигнута. Под радостные крики собравшихся из управления выпустили 67 задержанных. До этого толпа выламывала ворота здания. Около 300-400 милиционеров перегородили Преображенскую улицу, но людей от входа в управление не отгоняли. На любые просьбы журналистов как-то объяснить свое поведение предлагали обратиться в пресс-службу МВД.
«Это наши ворвались в здание и выпустили всех из КПЗ», — уверяет один из активистов. Правда, ближе к вечеру появилось объяснение от властей: 67 задержанных освободили по решению Одесской прокуратуры, никто из протестующих КПЗ не открывал. Еще позже Одесская прокуратура заявила, что решение об освобождении активистов приняло руководство одесской милиции.
Митингующие возмущаются украинскими журналистами, новыми киевскими властями и всевозможными заговорами.
«Если верить украинским СМИ, так я тогда агент российской разведки!» — возмущается один из протестующих.
Примерно так же в январе и феврале 2014 года активисты киевского майдана в шутку называли друг друга агентами Госдепа и ЦРУ.
Полторы тысячи человек возле здания МВД или у Дома профсоюзов — вроде бы не так много для миллионного города. Но настроение у протестующих далеко не мирное. Многие приходят к Дому профсоюзов уже как к мемориалу памяти, показывают детям места, где «погибли люди от рук фашистов».
Существует и теория заговора, причем одна на две противоборствующие стороны. Пророссийские активисты говорят, что в бутылки с зажигательной смесью, которыми закидывали Дом профсоюзов 2 мая, было добавлено какое-то специальное вещество. Именно вызванный им едкий дым отравил так много людей в здании. Ту же версию вечером в воскресенье озвучил первый вице-премьер Украины Виталий Ярема. Правда, по его данным, коктейли Молотова бросали не только с улицы, но с крыши здания, где находились сторонники федерализации.
Обе стороны больше всего возмущены бездействием милиции 2 мая. Сторонники единой Украины убеждены, что сотрудники МВД защищали пророссийских активистов. Они утверждают, что линия милиционеров расступилась, чтобы пропустить сепаратистов, которые с палками и цепями напали на участников марша в поддержку украинской государственности. Пророссийские активисты считают, что милиция слишком спокойно наблюдала за тем, как майдановцы бросают «коктейли Молотова» в Дом профсоюзов.