«Политика — абсолютно нормальная и совершенно естественная для умного глянца тема»
Сведения о том, что главный редактор российского издания GQ Николай Усков станет новым руководителем медиагруппы «ЖиВи» вместо отправленного в отставку в октябре Владимира Яковлева, появились еще в конце декабря. 7 января Усков в своем блоге в «Живом Журнале» подтвердил эту информацию. Он выйдет на работу в медиагруппу с 1 февраля, а оставшееся до этой даты время проведет на прежнем месте, заканчивая и передавая ранее начатые проекты преемнику — писателю и журналисту Михаилу Идову. О подробностях громкого перехода он рассказал в интервью Forbes:
— В чем секрет успеха медиагруппы «ЖиВи», ее проектов, которые, как Вы говорите, «изменили лицо нашего медиарынка, сумели привлечь новых читателей, зрителей, пользователей, предложить небанальные ответы на запросы современной аудитории»? И какие конкретно изменения Вы имеете в виду?
— Журнал «Сноб», на мой вкус, интересный опыт литературного журнала, одновременно закрытого международного клуба и мультимедийного проекта. «Русскому пионеру» Андрея Колесникова удалось создать не только журнал, в котором среди авторов есть, например, Владимир Путин, но и превратить «пионерские чтения» в абсолютный must московского светского календаря. «Поэт и гражданин» Андрея Васильева и F5 — также совершенно революционный формат в онлайне и офлайне одновременно. Если обобщать, то визитная карточка большинства проектов — прозрачность границы между принтом, живым общением и сетью. Это, безусловно, первая систематическая попытка организации читательской аудитории в сообщество, своего рода социальное конструирование.
— В своих комментариях к официальному релизу на сайте «Сноба» Вы говорите о перспективах развития «ЖиВи» как мультимедийного медиахолдинга. Между тем в последнее время многие известные медиаменеджеры все чаще заводят речь о скорой смерти бумажных СМИ, так сказать, в пользу Интернета. Согласны ли Вы с подобными утверждениями? Намерены ли Вы предпринимать какие-то особые усилия для поддержания «бумажных» проектов «ЖиВи» и нуждаются ли они, на Ваш взгляд, в такой поддержке?
— Слухи о смерти бумажных СМИ сильно преувеличены. Скажем, до 90% доходов компании Conde Nast, которую я покидаю, составляют доходы принта. Другое дело, что современное СМИ обязано быть мультимедийным. Таково требование читателей.
— Для большинства людей, не связанных с медиарынком, «ЖиВи» — это «Сноб», а «Сноб» — это, прежде всего, его клуб и входящие в него авторы. Вы в своих комментариях тоже говорите о том, что именно «Сноб» интересен Вам в первую очередь. Намерены ли Вы, уделяя ему наибольшее внимание, предпринимать какие-то усилия для того, чтобы и другие проекты медиагруппы приобрели такую же известность? Или модель «флагман — и весь прочий флот» кажется Вам более эффективной?
— «Сноб» — очень важный проект, но, разумеется, я буду работать на всю медиагруппу.
— Считаете ли Вы возможным применить в «ЖиВи», и в «Снобе» в частности, тот опыт и те наработки, которые Вы приобрели и использовали во время работы в Conde Nast? Можно ли два проекта — GQ и «Сноб» — считать близкими, и если да, то в чем? И в чем, на Ваш взгляд, принципиальная разница между ними?
— Конечно. Я думаю, за этим меня и позвали. Вся аудитория умного глянца в России едва ли превышает 100-200 тысяч человек. И GQ, и «Сноб» адресованы примерно этим людям — думающим, успешным, любопытным. Другое дело, что и внутри этой аудитории есть свои сегменты. Я не люблю вешать маркетинговые ярлыки, для меня важно прежде всего делать серьезный высокопрофессиональный продукт.
— Отставка Владимира Яковлева сопровождалась упреками в его адрес со стороны собственника по поводу излишне высоких расходов медиагруппы и недостаточной коммерческой успешности ее проектов. Перед Вами уже ставили какие-то финансовые задачи? Или пока речь идет о выполнении прежних финансовых планов? Реальны ли они, на Ваш взгляд?
— Я против искусства ради искусства. Издательское дело — это бизнес. Не работать на финансовый результат — значит ставить себя вне конкуренции, а без конкуренции за читателя и рекламодателя ничего путного получиться не может.
— Известно ли Вам о крупном сокращении в медиагруппе (в частности, в службе распространения), о котором ее сотрудникам сообщили незадолго до новогодних каникул? Если да, то с чем оно связано? Если в результате сокращения появятся свободные штатные единицы, намерены ли Вы привести на них людей, знакомых Вам по прежним проектам?
— Не готов пока комментировать какие-либо кадровые решения. Но могу сказать, что Ксения Соколова — мой близкий друг, блестящий журналист, интервьюер и репортажник самого высокого класса, много лет мой заместитель в GQ — в медиагруппе «ЖиВи» займет аналогичную позицию, став вице-президентом.
— События последнего времени показали, что аудитория интеллектуальных журналов, которая до недавнего времени считалась в основном аполитичной, начинает резко интересоваться политикой и непосредственно участвовать в ней. Стоит ли, на Ваш взгляд, учитывать эту политизацию аудитории и включать этот фактор в стратегию дальнейшего развития медиагруппы? Намерены ли Вы политизировать издания медиагруппы? Если да, то в какой именно степени и какие в первую очередь?
— Я удивлен, что коллеги-журналисты только сейчас это заметили. Журнал GQ, начиная по крайней мере с бесланской трагедии, ввел политику в число важнейших тем. Полагаю, что политика — абсолютно нормальная и совершенно естественная для умного глянца тема.