К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего браузера.

Блокировка счетов политиков: как это делают в Швейцарии

фото РИА Новости
фото РИА Новости
Как швейцарские власти замораживают счета участников политических конфликтов и что будет со счетами Виктора Януковича и его команды

Швейцарский федеральный совет в конце февраля 2014 года издал распоряжение о блокировке банковских счетов, принадлежащих двадцати украинским политикам (позже аналогичные меры принял Евросоюз). Список возглавил отстраненный от власти президент Виктор Янукович. Каковы юридические основания для подобных решений и каковы их последствия?

Основания для блокировки счетов политиков установлены Федеральным законом Швейцарии «О возврате средств, добытых политически значимыми лицами преступным путем». Акт носит имя «закона Дювалье», гаитянского лидера, счета которого были заморожены в 2002 году сроком на 25 лет. Санкциям, которые коснулись сейчас украинских политиков, ранее подвергались лидеры множества диктаторских режимов. Это президент Конго Сесе Секо Мобуто, филиппинский лидер Фердинанд Маркос, нигерийский лидер Сани Абача,  мексиканский президент Карлос Салинас, глава Ливии Муаммар Каддафи, египетский президент Хосни Мубарак и сирийский президент Башар Асад. Подобных мер в  недалеком прошлом «удостаивались» и нынешние оппоненты Януковича. В 90-е годы тогдашний премьер-министр Павел Лазаренко и Юлия Тимошенко были обвинены в мошенничестве через компанию «Единые энергосистемы Украины». В результате Лазаренко провел в американской тюрьме 8 лет по обвинению в отмывании денег. Ряд активов осели в Швейцарии и до сих пор заморожены по решению американского суда.

Ведение любых финансовых операций в Швейцарии для политика — дело существенно более хлопотное, чем для обычного гражданина, в том числе бизнесмена.

 

«Для банка иметь дело с политиком — очень высокий риск, поэтому в ряде случаев финансовые институты вообще отказываются открывать счета людям, занимающим государственные посты», — говорит начальник отдела международного  налогового планирования юридической компании «Инфинити групп» Мария Джус.

Руководитель международного отдела юридической компании Largo Management Group Валентина Богданова утверждает, что, начиная с  2008 года, в связи с ужесточением борьбы с легализацией преступных доходов официально открыть счет в швейцарском банке, будучи политически значимым лицом, практически невозможно. «В нашей практике были случаи отказа в открытии счета клиенту, которого банк посчитал политически значимым лицом», — добавляет она. Свой отказ клиенту банк обосновывать не обязан. В результате политики вынуждены пользоваться услугами третьих лиц и совершать операции через трастовые структуры.

 

Но даже если политику самостоятельно или при помощи посредников удалось открыть счет, банк вправе приостановить операции в любой момент без объяснения причин и потребовать дополнительные документы, проясняющие происхождение средств и законность транзакции. Служба безопасности банка попытается определить целесообразность финансовой операции, понять, имеет ли она в принципе отношение к деятельности клиента.

«По швейцарским законам для приостановки операций по счетам банку достаточно лишь подозрения, что деньги получены незаконным путем, т. е. размер официальных доходов политика не соответствует размеру его денежных средств. Если при этом обстановка в стране, где политик занимает пост, нестабильна, операции по счетам будут заморожены», — говорит управляющий партнер юридической компании ЮСТ Евгений Жилин. Даже сообщения в прессе могут являться для банка достаточным основанием, чтобы сообщить о своих подозрениях в надзорные органы. Также банк может заблокировать счета, если в процессе работы о клиенте поступила новая информация, не предоставленная на момент открытия счета и противоречащая правилам банка. При этом для блокировки счетов граждан, не занимающихся политикой, в том числе бизнесменов, основания должны быть гораздо более серьезные — обращение правоохранительных органов или уголовное расследование.

Инициировать блокировку счетов может Швейцарский национальный совет (высший орган исполнительной власти страны), правоохранительные органы или официальные власти страны, гражданство которой имеет держатель счетов. В распоряжении национального совета перечисляются лица, подпавшие под санкции, а также перечень запрещенных транзакций — распоряжение финансовыми активами, ценными бумагами, залоговыми распоряжениями, недвижимостью, ценностями и предметами искусства.

 

«Обнаружив сомнительную транзакцию, банк не только не обязан, но и не имеет права сообщать о своей находке клиенту. В противном случае он рискует стать соучастником преступления», — уточняет Мария Джус. Единственный, кого банк обязан известить — регулирующие органы. Далее вариантов два: банк может просто остановить все операции до выяснения обстоятельств или направить деньги обратно их отправителю. В случае если банк нарушил запрет на проведение транзакций, он подвергается штрафу в размере, в 10 раз превышающем размер суммы, которая вызвала подозрения.

Владелец счетов лишается возможности использовать средства в течение оговоренного в распоряжении срока, который может быть продлен (пока счета украинских политиков заморожены на три года). «В исключительных случаях, например если у клиента недостаточно средств для поддержания жизни, решение может быть смягчено на основании индивидуального заявления», — уточняет Евгений Жилин.

У клиента есть право обжаловать распоряжение о замораживании счетов в суде. Но отстоять свое право пользоваться деньгами до завершения расследования он может лишь в том случае, если в работе банка были допущены серьезные процессуальные нарушения и нарушены швейцарские законы. По мнению Евгения Жилина из ЮСТ, шансы на оспаривание таких распоряжений минимальны. «Федеральный уголовный суд Швейцарии практически никогда не пересматривает решения Федерального совета относительно подозрительных сбережений политиков», — говорит он. Валентина Богданова из Largo Management Group утверждает, что рассчитывать на разблокирование счета политика можно при смене политических настроений в одном из задействованных в процессе государств, как это было в случае с зарубежными активами Ирана.

Если же в результате расследования будет доказано, что деньги получены преступным путем, швейцарские банки по закону будут обязаны перечислить их в бюджет страны, где они были незаконно получены. Решение о конфискации средств принимается Административным судом Швейцарии по обращению Министерства финансов. «Антиотмывочные» процедуры заставляют потенциальных и бывших клиентов швейцарских банков переводить свои накопления в более лояльные к ним банки Сингапура и Гонконга», — утверждает ведущий юрист юридической компании  Sameta Ксения Левина.

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+