Президент России Владимир Путин во вторник внес в Госдуму один из самых долгожданных законопроектов в сфере борьбы с коррупцией. Глава государства предложил депутатам запретить российским госслужащим и парламентариям хранить деньги в зарубежных банках и инвестировать в ценные бумаги иностранных эмитентов.
Под вето, как следует из текста документа в думской базе данных, попадут лица, занимающие государственные должности (президент, правительство, обе палаты парламента, губернаторы и члены заксобраний регионов, судьи Конституционного, Верховного, Высшего арбитражного и федеральных судов, генпрокурор, секретарь Совбеза, председатель Центробанка, омбудсмен, руководство Счетной палаты, члены ЦИК), а также заместители Генпрокурора, члены совета директоров ЦБ и руководители госкорпораций, госкомпаний и суверенных фондов РФ. Как и в случае с публикацией деклараций о доходах и имуществе, антикоррупционная мера распространяется на супругов и несовершеннолетних детей госслужащих. Исключение будет сделано только для дипломатов, работающих за рубежом, и членов их семей.
На то, чтобы все чиновники успели избавиться от запрещенных активов, Путин предлагает отвести трехмесячный срок с момента принятия законопроекта. Такой же дедлайн установлен для новичков, которые придут на госслужбу уже в новых антикоррупционных реалиях. Инициировать проверки чиновников смогут не только правоохранительные органы и государство, но и политические партии, общественные организации и СМИ. Тот же перечень потенциальных контролеров содержится в законе о декларировании доходов госслужащих.
Президент также просит внести Госдуму необходимые поправки в федеральный конституционный закон «О правительстве». Эта процедура потребует поддержки двух третей членов парламента — «квалифицированного» большинства. Слова одобрения антикоррупционной инициативе, впрочем, успели высказать представители всех четырех думских фракций.
Путин, как и ожидалось, решил не предлагать Госдуме максимально жесткую редакцию законопроекта.
В декабрьском послании Федеральному собранию президент обещал «подумать» над тем, как ужесточить контроль над иностранной недвижимостью чиновников. Соратники главы государства по ОНФ во главе с депутатом Вячеславом Лысаковым настаивали на радикальном запрете права собственности для госслужащих. Соответствующий законопроект «фронтовики», входящий во фракцию «Единой России», внесли еще летом 2012 года, а в декабре документ успел успешно пройти первое чтение. Одновременно лоббисты из ОНФ убедили отозвать более мягкую версию законодательной новеллы видного единоросса Сергея Железняка.
Путин, однако, не выбрал «репрессивную» инициативу Лысакова. Как следует из законопроекта, отнимать иностранную недвижимость у чиновников нецелесообразно, достаточно лишь обеспечить строгую отчетность по сделкам с этим видом активов. Госслужащим придется объяснять, откуда у них взялись деньги на покупку жилья за границей. Ранее подобные объяснения требовались только в случае, если стоимость сделки с недвижимостью превышала сумму трех годовых окладов чиновника.
Еще одна «либеральная» поправка в тексте президентского законопроекта — отсутствие запрета на заведение счетов в иностранных подразделениях российских банков. Эту идею активно поддерживал глава Сбербанка Герман Греф.
Путин не согласился с «фронтовиками» и в вопросе санкций за коррупционные нарушения.
Если депутатская версия документа предполагала жесткие формы наказания в виде штрафов до 10 млн рублей и лишения свободы на срок до 5 лет, то президент ограничился предложением отправлять в отставку провинившихся чиновников и досрочно отзывать мандаты у парламентариев. Кстати, одним из первых под санкций мог бы подпасть председатель думского комитета по этике Владимир Пехтин — по данным Алексея Навального, единоросс по сей день является совладельцем незадекларированной квартиры в Майами.
Из пояснительной записки к законопроекту следует, что Путин считает необходимым ужесточить требования к чиновникам «в целях обеспечения национальной безопасности» российского государства, а также для «упорядочения лоббистской деятельности, увеличения инвестирования средств в национальную экономику и повышения эффективности противодействия коррупции».