Председатель совета директоров и генеральный директор французского нефтегазового концерна Total Кристоф де Маржери погиб в авиакатастрофе в аэропорту Внуково-3 в ночь с 20 на 21 октября: при взлете бизнес-джет топ-менеджера задел снегоуборочную машину и рухнул на ВПП. Де Маржери, один из самых влиятельных противников санкций, введенных в отношении России на Западе, улетал из Москвы после посещения Консультативного совета по иностранным инвестициям (КСИИ). Forbes публикует речь главы Total, произнесенную на заседании КСИИ.
«Уважаемый господин премьер-министр! Уважаемые министры правительства! Дорогие друзья и коллеги!
Я выступаю здесь как генеральный директор Total и сопредседатель, вместе с Геннадием Тимченко, франко-российского делового совета. Таким образом, мои комментарии являются общей позицией нашего совета.
Текущие санкции усложняют деятельность европейских и американских компаний в России. Total анализирует воздействие санкций для своего бизнеса в России с точки зрения правовых, экономических и других аспектов. Мы надеемся, что они позволят сохранить большую часть нашего бизнеса в России, с учетом тех обязательств, которые мы взяли на себя как в отношения с вашим правительством, так и в случае с нашими российскими партнерами.
Наша стратегия не изменилась. Мы преданы России. Мы хотим продолжить инвестировать в вашу страну и мы готовы делиться всем лучшим, что у нас есть.
Мы выступаем против санкций в принципе. Я уже говорил это раньше – и готов повторить вновь. Вы, должно быть, слышали. И я не стал популярнее у себя на родине, поскольку частенько сталкиваюсь с обвинениями в продвижении своих корыстных интересов.
На самом деле, санкции мне не нравятся просто потому, что они одновременно несправедливы и контрпродуктивны. Политические вопросы должны решаться политическими методами. И когда санкции остаются единственным выходом из ситуации, это означает полный провал дипломатии.
Но не нужно подменять понятия: мы выступаем против, но уважаем все санкции, которые относятся к нашему бизнесу. Мы не собираемся нарушать закон, ни при каких обстоятельствах. Нравится нам это или нет, мы будем исполнять условия санкций, введенных Евросоюзом против вашей страны.
Мы выступаем против ограничений еще и потому, что верим: бизнес – это светлая сила, канал для диалога и путь для лучшего понимания друг друга. В сложные времена мы должны особенно трепетно оберегать наши деловые отношения. Но все происходит ровно наоборот: бизнес стал заложником политики.
И с этим что-то надо делать. Мы призываем вас, со всем уважением, предпринять все усилия для исправления ситуации. Я точно не буду вмешиваться в политику и выражать личное мнение по вопросам, по которым не уполномочен это делать. Единственное, что я скажу: если мы хотим, чтобы долгосрочные и стабильные иностранные инвестиции продолжали приходить в Россию, мы должны восстановить стабильное и мирное экономическое пространство между Россией и нашими странами. Заметьте, тот же совет я даю моему правительству, с полным пониманием того факта, что для исправления положения должны действовать обе стороны.
Мистер премьер-министр, у России есть много друзей и партнеров на Западе. Мы не считаем, что Россия может быть изолирована из глобального экономического и политического процесса. Я абсолютно уверен, что политика открытости, которая помогла нам преодолеть столько сложностей в прошлом, должна быть продолжена.
Спасибо».
* перевод с английского
** текст выступления Кристофа де Маржери предоставлен Франко-российской торгово-промышленной палатой