Восточный тупик: почему делать бизнес удобнее в европейских городах
Мы много лет измеряли комфортность ведения бизнеса в разных городах России. Самое время посмотреть на близких соседей, когда-то соотечественников, — может, там уже интереснее?
Перед вами первый рейтинг крупных городов стран — республик бывшего СССР.
На какие вопросы мы старались ответить, составляя его? После распада Союза крупные города бывших республик оказались в совершенно разных экономических, социальных, политических условиях. Кто и что успел за 20 лет? Научились ли заниматься бизнесом жители больших городов? Научилась ли государственно-административная верхушка не мешать предпринимателям?
Как мы считали
Мы взяли для анализа столицы и города с населением около 1 млн человек. Данные разбиты на категории, в каждой собрана информация по ряду параметров.
«Богатство» — ВРП на душу населения; средняя зарплата по городу; количество ресторанов McDonald’s; проникновение мобильной связи и интернета.
«Связи с Россией» — официальный статус русского языка; доля русских в населении города; наличие посольств и консульств России, торговых палат.
«Бизнес-среда для россиян» — визовый режим; легкость приобретения недвижимости; условия регистрации компании россиянином; таможенное регулирование.
«Инфраструктура» — оценка сложности получения пакета документов на строительство и подключение к сетям от Doing Busines; количество рейсов, ежедневно обслуживаемых аэропортами города, всего и в/из России; ставки аренды в бизнес-центрах класса А.
«Трудовые ресурсы» — уровень безработицы в городе; производительность труда (в проценте от среднеевропейского уровня по стране).
«Финансовая система» — отношение выданных кредитов к ВВП страны.
«Налоги» — совокупная налоговая нагрузка на предприятие.
«Безопасность» — индекс миролюбия граждан страны; количество преступлений на 1000 жителей; индекс восприятия коррупции от Transparency International; риск вооруженных столкновений.
Показатели приводились к единой шкале, каждый из городов получал баллы по принципу: чем лучше показатель, тем меньше балл.
Так что мы, с одной стороны, оценивали бизнес-климат, а с другой — то, насколько легко может в него вписаться бизнесмен из России. Комфортная языковая среда, безвизовый режим, отсутствие таможенных барьеров — все это не менее важные для нас показатели, чем развитая инфраструктура или низкие налоги. Москва не участвовала в рейтинге, ее показатели представлены индикативно.
В первую очередь мы смотрели на то, насколько богат тот или иной город. Трудно открыть свое дело в стране с бедным населением, еще труднее рассчитывать на большие прибыли. Следующий важный критерий — та самая условная «русскость». Возможность вести документооборот на русском языке и не визировать у нотариуса перевод любой бумажки тоже большой плюс. Конечно, важны и квалификация рабочей силы, и доступность финансовых ресурсов, и развитость инфраструктуры.
Наконец, мы учитывали возможные и не гипотетические, к сожалению, риски — боевые столкновения, дестабилизацию, войны. Именно поэтому четыре украинских города-миллионника заняли невысокие места. В Днепропетровске, например, из-за обострения ситуации на момент подготовки номера не работала привычная схема регистрации россиянами юрлица через посредника, притом что этот город неофициально считается бизнес-столицей Украины.
Интересные детали. В Казахстане иностранцу нельзя просто так купить жилую или коммерческую недвижимость — нужно получить вид на жительство или зарегистрировать юридическое лицо. У Дома юстиции (регистрирующий юрлица административный орган в Тбилиси, столицы страны, с которой Россия воевала шесть лет назад) есть русскоязычный сайт, а консультанты дают советы на русском языке в онлайн-мессенджере Mibew. Из аэропорта Душанбе можно улететь не только в Москву и Питер, но и в пять других крупных российских городов; две трети рейсов, отправляющихся отсюда, летят в Россию.
Результаты нас удивили: на первое место вышел Минск, который немного опередил Таллин. Минск — столица союзного государства, где русский язык уравнен в правах с белорусским и отсутствуют границы с Россией. Кроме того, в рейтинге Всемирного банка Doing Business Белоруссия занимает 63-е место, а Россия, например, 92-е (для сравнения: Украина — 112-е). Страны Прибалтики, казалось бы, отгородились от бывшей метрополии самыми высокими визовыми и пограничными заборами — однако развитая инфраструктура, финансовый сектор, прозрачность процедур и другие завоевания западной модели развития привели Таллин, Вильнюс и Ригу на почетные позиции в рейтинге. Совершенно не удивили высокие места Алма-Аты и Астаны — богатый Казахстан пытается проводить современную экономическую политику, несмотря на множество институциональных проблем.
Замыкают список города Средней Азии. Здесь дешевая аренда и многие понимают по-русски, кое-где есть нефть, газ, другие полезные ископаемые. Но перевешивают такие показатели, как бедность населения, низкая производительность труда, перекосы в налоговом администрировании, неразвитая банковская система и, главное, низкое качество управления.
«У меня долгосрочные визы в США, Великобританию, страны Шенгенского соглашения, — рассказывает миллиардер из первой сотни рейтинга Forbes. — За всю жизнь одна-единственная страна отказала мне в визе. Это Туркменистан».
Рейтинг городов
Источник: национальные статистические ведомства, министерства связи, информации, внутренних дел; центральные банки стран; администрации городов; статкомитет СНГ; works.ua; Международная организация труда (МОТ); PwC; Институт экономики и мира; Colliers International; рейтинги Doing Business, индекс Transparency International.
Редакция благодарит за помощь JLL, ICT-Marketing (Казахстан), Gemius.