Спикер-индустрия: сколько стоят статусные экономисты и политики
В конференц-зале школы Сколково приглушен свет, на большом экране мелькают кадры голливудского фильма «Эрин Брокович» и «Утомленных солнцем» Никиты Михалкова. Аудитория ежегодного форума «Дни PR в Москве» обсуждает, что такое доверие и счастье. Михалков делится соображениями о беспомощности человека перед природой. В президиуме рядом с российским режиссером сидит известный американский экономист-футуролог Фрэнсис Фукуяма. В Москве он пробыл недолго, прочитал лекцию о социальном капитале и улетел в Сочи. В олимпийской столице речь шла совсем не о счастье — Фукуяму встречали организаторы форума стран с широкой железнодорожной колеей 1520 мм.
Знаменитые экономисты, бизнесмены, политики становятся витриной многих международных форумов, конференций и даже корпоративных мероприятий. Десятки международных спикер-бюро готовы привезти заморского гостя — Ричарда Брэнсона, Джорджа Буша или Билла Гейтса. Как организовать статусный визит и сколько он стоит?
Важные гости
«На крупных конференциях обычно все начинается с фразы руководства: а давайте всех поразим», — рассказывает один из организаторов Пермского экономического форума. Удивить участников одним своим появлением может бывший политик, бизнесмен, экономист с международным именем, желательно нобелевский лауреат. Cвоим присутствием такие спикеры повышают статус дискуссии и привлекают внимание журналистов. Заполучить иностранных звезд довольно сложно, главная проблема — плотный график, расписанный больше чем на год вперед, кроме того, за выступление знаменитости придется дорого заплатить. Поэтому среди главных заказчиков — ведущие банки, оргкомитеты государственных форумов, крупные компании.
Осенью 2012 года организаторы форума РЖД хотели оживить дискуссию об оптимальной модели национального перевозчика. «Якунин — бывший дипломат. Для любого специалиста в области международных отношений Фукуяма — столп», — вспоминает один из организаторов форума, заместитель гендиректора компании «Бизнес диалог» Александр Стригельский. Интересы Фукуямы представляло британское спикер-бюро Celebrity Speakers. Изучив труды Фукуямы, организаторы упирали на уникальную возможность поговорить о бизнес-модели перевозчика в сильном государстве («Сильное государство: управление и мировой порядок в XXI веке» называется одна из его книг). Вскоре Фукуяма согласился выступить и на форуме «Дни PR». Один из организаторов мероприятия – PR-агентство "Михайлов и партнеры", которое основал бывший член правления РЖД Сергей Михайлов. Гонорар Фукуямы за оба выступления составил $100 000.
Господин президент
Самые дорогие спикеры — это бывшие высокопоставленные политики. Как только они уходят в отставку, немедленно попадают в ротацию ведущих спикер-бюро и начинают ездить по миру с лекциями. В июне 2012 года на Санкт-Петербургском экономическом форуме развернулась битва двух политических титанов: бывший госсекретарь США, лауреат Нобелевской премии мира Генри Киссинджер дискутировал с российским экс-премьером и главой СВР Евгением Примаковым. Два пожилых человека, издали очень похожие друг на друга, больше 25 лет не могут сойтись во взглядах на мировую безопасность. Идея устроить такое сражение принадлежала бывшему замминистра экономразвития Станиславу Воскресенскому, он договорился с Киссинджером в одной из командировок. Киссинджер выступил бесплатно, что для бывших политиков такого уровня — редкость.
«Если видные экономисты обычно получают не больше $100 000, то в случае с бывшими президентами цена может взлететь до небес», — говорит директор российского представительства The London Speaker Bureau Хьюго Читтенден. Визит экс-президента сравним по гонорару с приездом поп-звезд. Иногда политики продаются вместе со свитой. «Экс-президент — это якорный гость, а с ним приедут еще 15 экспертов, которых можно назвать гарниром под основное блюдо», — рассказывает один из менеджеров, ведущих переговоры с Биллом Клинтоном. Гонорар может составлять более $1 млн.
Бывшие политики мирового уровня появляются в России все чаще. «Если раньше всех интересовал кризис, то сейчас повестка меняется — это новое мироустройство, взгляд на Россию с исторических позиций», — говорит соруководитель Sberbank CIB Рубен Варданян. Последний форум Сбербанка пестрил политическими знаменитостями — бывшие премьер-министр Великобритании Тони Блэр, госсекретарь США Колин Пауэл, президент Чехии Вацлав Клаус. Сбербанк не раскрывает, сколько тратит на такие мероприятия. Рынок конференций вообще очень непрозрачный, их стоимость редко раскрывается. Самый дорогой форум — Петербургский, затраты на него приближаются к $30 млн, почти всю сумму обеспечивают спонсоры. Форум в Сочи стоит около $10 млн, в Красноярске — около $3 млн. Крупные отраслевые конференции могут стоить $3–15 млн.
По словам одного из банкиров, большие инвестиционные конференции начинаются от $5 млн. Какая часть из этих денег идет на уплату гонораров гостям, их трансфер и проживание, неизвестно.
Пригласить действующих политиков на коммерческих условиях нельзя, ведь выступление может быть воспринято как способ заработать. По правилам протокола, например, мэра другого города может пригласить только мэр — на исходящем письме должен стоять соответствующий штемпель.
Навестивший Россию осенью 2011-го с венчурной делегацией Арнольд Шварценеггер не только встретился с президентом Дмитрием Медведевым и прокатился с ним на «чайке» до Сколково, но и сделал рекламу ГУМу, купив там несколько футболок. Один из организаторов поездки Терминатора в Россию, управляющий директор фонда DFJ VTB Capital Aurora Александра Джонсон говорит, что губернатор Калифорнии не получил ни копейки.
Черные лебеди
Бывших президентов и премьеров не так много, экономистов с мировым именем значительно больше. Их и зовут чаще. «Мы выбираем тех спикеров, чье мнение напрямую влияет на развитие финансовых рынков и кто помогает аудитории определиться с инвестиционными решениями», — говорит член правления «ВТБ Капитал» Ольга Подойницына.
Популярность экономистов в разных странах разная. В России любят звездных экспертов, предсказавших кризис, и людей с нестандартным взглядом на экономику. И если кто-то из них побывал хотя бы раз на российском форуме, организаторы следующего, скорее всего, позовут его снова. «Мы не знаем новых звезд. Книгу, которую сегодня написал какой-нибудь гений из MIT, в России издадут через два года маленьким тиражом, — говорит бывший гендиректор IRP Group Булат Столяров, один из организаторов Московского урбанистического форума, «Иннопрома» и «Открытых инноваций». — А клиенту нужны раскрученные фамилии».
Самый частый гость российских форумов — Нуриэль Рубини. Американец, получивший на родине прозвище Доктор Фатум, в 2006 году на семинаре МВФ предсказал, что в ипотечном секторе США разразится кризис, в том числе из-за высокорискованных кредитов. В 2008 году американская пресса назвала его пророком, а в России он стал ежегодным гостем. Ян Ваславский, совладелец компании Moscow Speakers Bureau, участвовавший в подготовке саммита АТЭС, рассказывает, что Рубини был единственным, кто отказался лететь бесплатно: «Он сказал, что стоит $200 000 и не торгуется». Во Владивосток Рубини не полетел.
Такая же популярность настигла другого звездного спикера — американца ливанского происхождения Нассима Талеба — исследователя случайных событий с глобальными последствиями. В книге «Черный лебедь» он пришел к выводу, что ученые и банкиры чрезмерно увлеклись прогнозами. Позже он предсказал, что глобальный коллапс придет из финансовой сферы. На инвестфорумах «Тройки Диалог» (теперь Sberbank CIB) Талеб побывал трижды.
Как-то в 2011 году Талеба пытались пригласить в Пермь — на форум о человеческом капитале и общественных институтах. «Написали ему вежливо на личный ящик, что готовы заплатить любой гонорар. Пришел автоответ: я работаю над новой книгой, а если вы из Африки, Китая или России, то просьба не беспокоить», — вспоминает один из организаторов форума. Талеб сообщил Forbes, что автоответ касался только Дальнего Востока, поскольку он не может далеко летать.
Гонорар спикера зависит от темы, дальности перелета, присутствия на мероприятии высокопоставленных политических деятелей. Все условия обсуждаются заранее. Нобелевский лауреат по экономике Пол Кругман скинул $30 000 в ходе переговоров по приглашению на Мировой политический форум в Ярославль, поскольку там присутствовал Дмитрий Медведев, уверяет один из организаторов его визита.
В отличие от звезд шоу-бизнеса, которые могут потребовать в номер черную икру, белоснежную мебель или наушники с бриллиантами, райдер звезд-интеллектуалов довольно скромен: перелет первым или бизнес-классом, пятизвездная гостиница, иногда компьютер и принтер в номере. «Бывает, просят охрану, однажды один бывший государственный деятель запросил конкретные места в самолете для себя и своих помощников», — рассказывает Ваславский. Приехавший на Красноярский форум американский экономист, автор теории креативного класса Ричард Флорида (гонорар — $75 000) в райдере указал не только количество часов, которые он готов работать (не больше часа лекций в день), но и кровать «королевского размера», поскольку он и его супруга высокого роста. «Самой большой проблемой стал перелет, к сожалению, первый класс в Красноярск не летает», — вздыхает один из организаторов форума.
Слово бизнеса
Третья категория статусных спикеров — предприниматели. Бизнесмены готовы платить большие деньги за участие в экономическом форуме в Давосе, но не готовы выступать в России за деньги. «Какой бы гонорар мы ни предложили, им не нужны деньги.
К примеру, Клинтон не такой богатый человек, поэтому привезти его гораздо проще», — говорит вице-президент финансовой группы «Лайф» Владислав Солодкий.
Тем не менее и известные бизнесмены иногда выступают в России с лекциями. Они обычно прилетают на собственных самолетах и редко требуют чего-то неординарного.
В октябре 2012 года в Россию приезжал Марк Цукерберг. Для российской стороны все его выступления, в том числе в МГУ, были бесплатны. Транспорт и другие расходы Facebook взял на себя. «Цукерберг был абсолютно непритязателен, он настоящий калифорнийский программист», — вспоминает Дмитрий Репин, глава Digital October, где выступал основатель Facebook. Особенность была только в том, что он привез свою службу безопасности. Из еды Цукерберг предпочитал пиццу.
Один из российских поклонников британского миллиардера Ричарда Брэнсона специально организовал для его встречи внушительный красный джип с логотипом Virgin. Брэнсон поморщился и сказал, что на таких больших машинах не ездит, ведь они слишком прожорливы, и если это нужно в рекламных целях, то машина может ехать за ним. «Брэнсон прилетел на своем самолете, был с одним помощником. Мы спросили, чего он хочет — рестораны, отели, мигалки… Он ответил, что хочет жить поближе к месту проведения мероприятия», — рассказывает один из организаторов.
Ричард Брэнсон — самый частый гость в России из бизнесменов-миллиардеров. Он любит путешествовать, весел и общителен, поэтому был в России уже как минимум трижды — на форуме «Тройки Диалог», на «Открытых инновациях» (соорганизатор — «Роснано») и корпоративном мероприятии финансовой группы «Лайф». На таких форумах случаются и казусы. «Среди зрителей была женщина, которая протянула Брэнсону свой бизнес-план с просьбой дать ей пару советов», — вспоминает Хьюго Читтенден из The London Speaker Bureau.
Иногда иностранные спикер-бюро публикуют гонорар гостя на сайте. Гонорар Брэнсона, по данным All American Speakers, составляет более $100 000. Один из организаторов его приезда в Россию говорит, что Брэнсон получил £200 000. Деньги обычно перечисляются в благотворительную организацию холдинга Virgin Unite.
Для группы «Лайф» выступление Брэнсона стало имиджевой акцией, на встречу со звездой компания продала около 200 билетов (часть из них по 150 000 рублей), еще 500 раздала партнерам, сотрудникам и журналистам.
Бизнесменов, как правило, больше интересует не размер гонорара, а тема лекции. «Мы очень хотели пригласить владельца кофеен Starbucks Говарда Шульца, — вспоминает Солодкий, — он закрытый человек, не любит выступать». Представители «Лайф» написали Шульцу письмо, но тут же получили отказ из его пресс-офиса: «Опять будете спрашивать о том, как кофе плывет на кораблях, а потом едет на грузовиках? Сразу нет». По словам Солодкого, Шульца все же удалось убедить, пообещав говорить не о кофе, а о финансовых инновациях. Шульц приедет в Россию в конце октября 2013-го.
Звездный бум
Мода приглашать в Россию звезд мировой величины началась, как ни странно, с Лондона. Ведь в конце 1990-х годов заманить иностранного спикера в Россию было невозможно, вспоминает организатор Лондонского экономического форума Сергей Колушев, основатель агентства Eventica. «Люди банально боялись ехать», — вспоминает он. Колушев, работавший тогда в Российско-британской торгово-промышленной палате, записался на прием к премьеру и главе совета директоров «Газпрома» Виктору Черномырдину, который поддержал идею проведения российского форума в Лондоне. Организационные расходы достигали £1,5 млн, но свои затраты Eventica с лихвой покрыла за счет делегатских взносов и спонсорских пакетов.
Этот успешный бизнес Колушеву разрушил Владимир Путин, который, по слухам, в 2007 году высказался против участия российской элиты в зарубежном форуме, и Лондон переехал в Санкт-Петербург. «На этом форуме хедлайнер один, других гениев в президиум не сажают, они просто должны быть комфортными собеседниками. То же самое можно сказать и про Сочи», — замечает один из организаторов.
С 1994 по 2010 год, по данным «ВТБ Капитала», ежегодное количество конференций о России выросло с трех до 70. И в 2008 году уже сложно было организовать какой-то новый форум. «Мы давно хотели делать собственный инвестфорум, но, когда изучили рынок, выяснилось, что все время уже занято российскими или иностранными конференциями, это осложняло конкуренцию за звездных спикеров», — вспоминает один из организаторов форума «Тройки Диалог». Оставалось только начало февраля. На улице было минус 25, выходя из самолета, профессора ежились и приплясывали, а через 10 минут у них садились айфоны. На следующий год организаторы им стали дарить шарфы, варежки и пуховые чехлы. В 2013 году Сбербанку удалось передвинуть конференцию на апрель.
Именно банки — основные заказчики звездных спикеров. Сейчас свои форумы проводят Сбербанк и ВТБ, раньше были «Ренессанс Капитал», UBS. В последнее время все больше гостей выступает и на отраслевых мероприятиях — промышленный форум, транспортный, инновационный, урбанистический... Даже организаторы Нижнетагильской выставки военной техники и боеприпасов собираются пригласить актера Стивена Сигала как спикера по теме «Поддержание мира и безопасности».
Звездных гостей нередко приглашают и на деловые обеды и закрытые корпоративные конференции. Читтенден рассказывает, что нефтяные и газовые компании устраивают однодневные семинары по стратегии для советов директоров и топ-менеджмента. В России большой спрос на таких экспертов международного уровня, как бывший гендиректор Royal Dutch Shell Йерун Ван дер Веер, проработавший в отрасли больше 40 лет, и глава комитета по подготовке лондонской Олимпиады Джон Армит.
Сколько стоят эти игры со звездами? По оценке Столярова, ежегодно в России проходит примерно 35 крупных форумов, организация мероприятий обходится в $140 млн, а гонорары выступающих не превышают 5% бюджетов.
Охотники за головами
В США и Европе за известными экономистами, нобелевскими лауреатами и прочими звездами охотятся агенты и спикер-бюро. Среди самых востребованных и старейших спикер-бюро британское London Speaker и американское Washington Speakers. Свои доходы эти частные компании не раскрывают. Американскую индустрию конференций PricewaterhouseCoopers оценил в 2009 году в $263 млрд (учитывались конгрессы, конференции, выставки, корпоративные мероприятия и семинары). «Работа с клиентами поставлена на поток, практически ежемесячно нам приходят целые каталоги, где есть новые спикеры с фотографиями, представлениями и гонорарами», — рассказывает бывший сотрудник школы Сколково. Особенность состоит в том, что комиссию агентству платит не заказчик, а спикер (15–30% гонорара).
В России этот бизнес практически не развит. Одно из первых российских спикер-бюро было зарегистрировано всего пару лет назад доцентом кафедры политической теории МГИМО Яном Ваславским. Он работал в оргкомитете Ярославского форума, который проходил под патронажем Дмитрия Медведева. В 2011 году Ваславский понял, что на приглашении звездных гостей можно делать деньги, и создал компанию Moscow Speakers Bureau.
Пока выбор спикеров на сайте компании невелик: можно пригласить, например, американского политолога Збигнева Бжезинского ($50 000–100 000) или писателя Виктора Ерофеева ($5000–10 000). Телефон конкурирующей с Moscow Speakers фирмы Topspeaker в течение нескольких дней был выключен. Там предлагается больше россиян — бизнесмен Олег Тиньков, политик Ирина Хакамада (гонорар от $7000 до $15 000) или герой 1990-х Владимир Довгань.
Впрочем, неудивительно, что российский рынок развивается так вяло, это 15 лет назад Россия была популярна, спикеров было много, вспоминает Роберт Уокер, гендиректор американского спикер-бюро APB Speakers International с 50-летней историей. По словам Уокера, среди его клиентов был Геннадий Зюганов, который ездил с выступлениями после проигрыша Борису Ельцину в 1996 году. Вызывали интерес у международной аудитории Егор Гайдар и бывший мэр Москвы Гавриил Попов. Сейчас мир интересуется китайцами.
На сайте ведущих иностранных спикер-бюро наряду с миллиардером Дональдом Трампом (цена в базе Аll-American Speakers от $100 000) часто присутствуют имена трех россиян — это Михаил Горбачев (по данным одного из европейских спикер-бюро — около $125 000), Гарри Каспаров (Аll American Speakers, от $50 000) и Владимир Познер (цена по запросу). Реже попадаются бывший министр иностранных дел Андрей Козырев, шахматист Владимир Крамник и экс-министр культуры Михаил Швыдкой.
«Для русского спикера самое главное — говорить о международных отношениях. Когда он выступает в Европе, он должен объяснять текущие события с учетом российской истории и культуры. Предприниматели на Западе готовы инвестировать в Россию, но они хотят понимать, что и почему тут происходит», — говорит Читтенден.
Российским спикерам работа через посредников в новинку, они предпочитают получать приглашения напрямую. В международных конференциях часто принимают участие Алексей Кудрин, Сергей Гуриев, Анатолий Чубайс. Недавно Кудрин получил приглашение главы ОЭСР Анхеля Гурриа на ежегодное заседание этой организации, выступал на форумах МВФ и в Давосе. Спикер-бюро Кудриным интересуются, но пока он с ними не сотрудничает. «За семь лет, что я работаю с Кудриным, он ни разу не ездил выступать за гонорар», — говорит помощник бывшего вице-премьера Павел Кузнецов.
Читтенден ведет переговоры с несколькими спикерами из России, среди которых основатель «Тройки» Рубен Варданян. Варданян считает работу через спикер-бюро цивилизованной практикой, а гонорар планирует направлять на благотворительность. Впрочем, источник в окружении одного из известных российских спикеров уверен, что у российских бизнесменов и политиков работа через зарубежные компании не войдет в привычку: «Могут и иностранного агента впаять, расценив как зарубежный грант». Интерес к этой теме со стороны властей явно есть: весной Следственный комитет заинтересовался тем, что депутат Илья Пономарев по линии Сколково выступал с лекциями, за что получил гонорар $300 000.