Какие российские города, кроме Санкт-Петербурга и Москвы, известны иностранцам? Самара, Нижний Новгород, Екатеринбург — миллионники, именно их названиями пестрят презентации для иностранных инвесторов уже 10 лет. Однако в новом рейтинге журнала Forbes эти очевидные лидеры занимают не самые высокие места. Все дело в том, что там, как и в двух столицах, уже слишком высока конкуренция за ресурсы, начиная от человеческих и заканчивая финансовыми.
Предпринимателю из Москвы и Воронежа трудно поверить, что в Кемерово сравнительно легко получить новые мощности для подсоединения к энергетическим сетям, но это так. И дело не только в личных связях и воле первого лица города. За последние 20 лет в каждом региональном центре нашей страны сложилась своя особая система хозяйственных связей, принятия решений.
В формальных и неформальных правилах в разных регионах сложно разобраться, еще труднее соотнести их друг с другом и измерить. Forbes уже в пятый раз составляет рейтинг российских городов, в которых удобнее, чем в других, вести бизнес. Мы изучаем города с точки зрения того, насколько в каждом из них легко преодолеть главные препятствия для бизнеса — налоговый произвол, недостаток квалифицированной рабочей силы, проблемы с финансированием. Высокая или низкая позиция города в рейтинге не всегда оценка работы властей — удачный или неудачный расклад могут формировать и сторонние факторы: география, миграционные потоки.
К тем трудностям, о которых сообщают предприниматели, мы добавили еще один параметр — доступность господрядов. Не будет преувеличением сказать, что государственные контракты, государственные инвестиции в целом превратились в стимул для экономики страны. Мы решили выяснить, охотно ли руководители городов пускают к себе пришлый бизнес, или госзаказы распределяются между «своими». Результаты очень разные: лидер рейтинга Калининград и, например, Тула отдают «на сторону» 40% контрактов (в денежном выражении), Казань — 7%, Ярославль — всего 4%.
Информацию по всем параметрам мы собирали по 40 самым крупным городам с самым богатым населением, а в таблице вы видите только 30. Из-за большого количества препон для бизнеса из рейтинга выпали Новосибирск, Сочи, Челябинск, Волгоград, Пермь, Оренбург, Сургут, Барнаул, Чита. Например, в олимпийском Сочи, чья экономика, казалось бы, должна взлететь на топливе господрядов, заниматься бизнесом стало трудно: не хватает людей, подключиться к сетям дорого, получить участок почти невозможно. Из-за этого лидер прошлогоднего рейтинга вообще вылетел из тридцатки.
И, наконец, еще одно новшество. В каждом городе мы постарались разыскать крупнейшего местного бизнесмена или владельца крупнейшей частной компании, человека, который сделал в городе первые серьезные шаги в бизнесе — в общем, самого заметного местного коммерсанта. Это было непросто. В большинстве городов крупнейшие предприятия принадлежат государству или входят в холдинги со штаб-квартирой в Москве. Перекос в российской экономике на примере нашего проекта виден очень отчетливо: в Красноярске, например, где расположен второй в мире по величине алюминиевый завод КрАЗ, крупнейшей частной местной компанией оказалась продуктовая сеть «Континент» с оборотом около 6 млрд рублей. Но есть и другие примеры: Виктору Рашникову удалось сохранить контроль над родным для него Магнитогорским металлургическим комбинатом, Николай Буйнов создал в Иркутске с нуля независимую нефтяную компанию, а уроженец Краснодара Сергей Галицкий построил в родном городе сеть «Магнит», которая сейчас выросла в крупнейшего ритейлера России.
Как мы считали
Из всех российских городов мы выбрали 40 самых больших по численности населения и уровню средней зарплаты. После этого, опираясь на несколько исследований, в ходе которых были опрошены несколько тысяч предпринимателей (Strategy Partners для «Опоры России», РЭШ и Ernst & Young, исследования Всемирного банка), мы выявили четыре основных препятствия, которые тормозят развитие бизнеса в России независимо от города. Это нехватка квалифицированной и неквалифицированной рабочей силы, недоступность финансовых ресурсов, слабая инфраструктура, проблемы с налоговым администрированием. Пятый, добавочный критерий — это закрытость городов, недопущение бизнесменов со стороны к госзаказам.
1. Нехватка кадров. Если молодой человек до конца доучился в вузе или колледже, не уехав в Москву, то шанс, что он выйдет на рынок труда в своем городе, достаточно велик. Поэтому мы собрали информацию о количестве выпускников на тысячу человек населения — чем больше, тем лучше. Кроме того, крупнейшие в Рунете службы поиска работы и персонала HeadHunter.ru и Superjob.ru посчитали для Forbes, сколько резюме приходится на одну вакансию в том или другом городе. Чем больше откликов, тем больше у бизнесмена-работодателя возможности решить кадровую проблему.
2. Доступность финансов. Этот показатель мы измеряли по трем параметрам. Первый и самый весомый — доля кредитных средств в ВРП региона в целом. Кроме того, мы высчитали, какой процент в общем объеме инвестиций в основной капитал приходится на кредитные деньги (это показывает, активно ли привлекает долгосрочные кредиты средний и крупный бизнес) и среднюю задолженность по кредиту индивидуального предпринимателя.
3. Неадекватная инфраструктура. Мы выяснили у администраций городов и у работающих в городах бизнесменов, сколько в среднем приходится ждать оформления участка под строительство. Разброс впечатляет — от трех месяцев до двух лет, а то и до бесконечности. Кроме того, мы узнали тарифы на электроэнергию и стоимость технологического присоединения к электрическим сетям (стоимость подключения условного объекта с одинаковыми параметрами во всех городах предоставила ФСК ЕЭС).
4. Плохая работа налоговых инспекций. Бизнесмены жалуются на склонность налоговых инспекций по любым пустяковым вопросам обращаться в суд, до недавнего времени проигрыш ничего не стоил налоговикам, с инспекций даже не взимали пошлины. С другой стороны, сами бизнесмены очень часто пытаются оспорить решение ИФНС. Мы посчитали, какой процент судебных споров выигрывают налоговики в разных городах. Например, в Калининграде ИФНС победила в 65% случаев, а в Тюмени, Екатеринбурге, Нижнем Новгороде — только в 10%.
5. «Закрытость» бюджетов. Мы просмотрели все крупные городские контракты (размером больше 1/1000 доли бюджета города) и выяснили, какая доля из них (в штуках и в миллионах рублей) достается компаниям, пришедшим из других регионов. Чем больше, тем выше вероятность того, что процедуры бюджетного распределения сравнительно открыты.