Место в рейтинге — №94
Состояние — $1 млрд
Провести комплексные реформы
Реформы эффективны, когда они сложные, комплексные, хорошо управляются и рассчитаны не на четырехлетний срок, а хотя бы лет на 10–15. Панацеи и волшебных спичек не существует, к сожалению. Путин правильно говорит: преемственность лучше, чем чехарда. Но стабильности мало, курс должен быть конструктивный.
Всепроникающая неадекватность отношений между бизнесом и властью, между народом и властью становится очевидной на всех этажах. Основная проблема — оторванность и отсутствие диалога, реального, а не демонстрируемого. Народ у нас некапризный, уровень жизни растет, но негативные явления столь очевидны, что народ не может их игнорировать.
Изменить отношение к труду
Основная проблема — отношение к труду нашего населения. Восприятие труда как основной формы самореализации, основного источника необходимых эмоций у нас не развито. В России всегда с этим было иначе, чем, скажем, в протестантской культуре, но сейчас это «иначе» достигло максимальной степени. До революции все, что люди в России производили руками или головой, было соизмеримо с мировым уровнем качества. В СССР уравниловка не давала возможности получать от труда удовольствие. А потом на смену коммунистической системе ценностей пришла гламурно-жульническая: многим нравятся легкие деньги и легкая слава.
Власть должна запустить программу изменения духовных ценностей и мировоззрения. Это может инициировать церковь, или общественность, или партия — кто-то, у кого есть властный и административный ресурс, кто в состоянии что-то внедрять, кого слушают, кому верят. Но без государства реализовать программу сложно, потому что она потребует создания институтов, которые внедряли бы новые ценности. Чтобы решить эту проблему, видимо, должно смениться не одно поколение.
Получить новые технологии
Очень важно получить новые технологии извне, за деньги и с серьезным сопровождением. «Раскидывание с вертолета» оборудования по всей стране не сработает, задача более сложная. Это могут быть СП или другие схемы передачи технологии, которые подразумевают большую долю участия передающих в бизнесе. Зарубежные партнеры должны быть заинтересованы: придется им много платить либо привлекать в совместный бизнес. Система «построили и уехали» не работает: итальянцы создали завод в Тольятти, а в итоге получились «жигули». Нужна модель build-operate-transfer, шеф-монтаж: не просто продали, а еще и привезли, не просто привезли и смонтировали, но еще обучили людей и проследили, чтобы заработали процедуры контроля.
Изменить отношение власти к бизнесу
Власть должна заработать авторитет института, от которого не ждут неожиданных и неадекватных действий. Тогда бизнес поверит, что власть ничего не отбирает, не меняет правила игры, последовательно улучшает условия ведения бизнеса. Наконец, что она стабильна с политической точки зрения — а для этого требуется, чтобы ее политическая платформа была предсказуема и разделяема в том числе и мировым бизнес-сообществом. Ведь критерии оценки удобства ведения бизнеса у наших и у иностранных бизнесменов ничем не отличаются. Это нормальное налогообложение, доступ к рынкам капитала, ясные юридические правила и отсутствие неоправданного риска.