Президент Путин не раз заявлял о своей лояльности режиму Асада. По его мнению, именно Асад является легитимным президентом Сирии, поэтому все действия против него со стороны западных стран незаконны.
4 сентября 2015 года Путин сообщил, что вести разговор о возможности участия России в военных операциях против ИГ, а также вступления в ряды международной коалиции, еще рано. 5 сентября 2015 года госсекретарь США Джон Керри заявил, что усиление военных позиций России в Сирии приведет к эскалации конфликта в регионе.
10 сентября 2015 года глава МИД России Сергей Лавров заявил, что российские военные находятся в Сирии многие годы. Он пояснил, что их присутствие там сопряжено с поставками вооружений для сирийской армии, несущей главное бремя противостояния терроризму. Официальный представитель МИД Мария Захарова подтвердила также, что Москва уже давно поставляет Дамаску вооружение и военную технику в соответствии с контрактами и согласно международному праву.
14 сентября 2015 года появились первые сообщения о размещении российских танков в Сирии. Ранее разведывательная компания Stratfor обнародовала доклад о строительных работах на авиабазе. Согласно анализу спутниковых снимков, на аэродроме расширяется взлетно-посадочная полоса и идет строительство новых вертолетных площадок.
В начале сентября The Wall Street Journal со ссылкой на данные Пентагона сообщила, что на базу сирийских ВВС к югу от порта Латакия прибыли российские самолеты. В США предположили, что Москва планирует построить там новую военную базу для проведения воздушных операций. Источники Reuters заявили, что к берегам Сирии прибыли два российских десантных корабля, а также о том, что Москва поставляет Асаду модернизированные зенитные ракетно-пушечные комплексы «Панцирь-С1».
После выступления Владимира Путина на Генассамблее ООН и провозглашении намерения создания широкой коалиции, по позициям боевиков в Сирии российскими ВВС был нанесен первый удар.