Исполнительный директор Фонда борьбы с коррупцией:
«Ходорковский обладает тремя качествами, которые могут сделать его одним из главных игроков на сегодняшней политической сцене: 1) огромный опыт организации и руководства большими структурами, 2) финансовые ресурсы, собственные или привлеченные, которые позволяют поддерживать и запускать гражданские, политические, медийные проекты, 3) моральный авторитет, связанный с тем, что он не сломался в течение десятилетнего тюремного срока, сохранил ясность мысли и благородство помыслов. В сегодняшней ситуации политических репрессий и подавления гражданского общества даже с такими стартовыми качествами определить оптимальную стратегию непросто, наверняка будут какие-то ошибки. Важно действовать и быть готовым корректировать стратегию и тактику в зависимости от меняющихся условий. В его понимании Россия – европейская страна, жизнь в которой должна быть построена на принципах верховенства права, сменяемости власти, независимости судебной системы. Это те же цели и ценности, которые декларируются в программе нашей «Партии Прогресса», которая создается Алексеем Навальным и его единомышленниками. Таким образом, в отношении направления движения мы являемся естественными союзниками.
В отношении практических действий мы определили для себя четыре приоритета: 1) гражданские проекты (РосПил, анти-коррупционные расследования, РосЯма, РосЖКХ и другие), 2) создание инфраструктуры для участия в политической жизни (организация региональных отделений и регистрация партии, разработка, продвижение и популяризация важных законопроектов), 3) медиаактивность (блог Навального, который стал рупором «Фонда борьбы с коррупцией», газета «Популярная политика») и 4) создание позитивной повестки, работа с экспертами по созданию программных документов, в перспективе – создание аналитического центра (think-tank). Примерно те же направления декларируются и в манифесте Ходорковского. Спорным моментом является то значение, которое он придает предстоящим в 2016 году выборам в Госдуму, в условиях полного контроля власти над формальной политической жизнью это может быть не самой удачной точкой приложения сил. Я не делаю прогнозов относительно политического будущего, но я, безусловно, желаю ему успеха в достижении объявленных целей и полагаю, что мы найдем точки для соприкосновения и сотрудничества.
Я считаю, что политик, который хочет добиться таких амбициозных целей, которые он декларирует, должен не бояться брать на себя ответственность. Его слова о готовности возглавить государство в условиях кризисного сценария, я воспринимаю именно в таком ключе, он не мог ответить по-другому. То, что кризис экономический, а как следствие, и политический, неизбежен в России, для меня очевидно. Но конкретные сценарии и персоналии сейчас прогнозу не поддаются. Думаю, что опыт и ресурсы Ходорковского будут востребованы на этапе демонтажа авторитарной системы и перехода на рельсы нормального развития, а в какой форме — покажет время».