К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего броузера.

Свой-чужой: как сбивали пассажирские самолеты

Свой-чужой: как сбивали пассажирские самолеты
Самые громкие в истории авиации случаи сбитых по ошибке пассажирских самолетов

17 июля гражданский самолет Malaysian Airlines потерпел крушение над зоной боевых действий в Донецкой области. Власти Украины утверждают, что самолет был сбит ополченцами, те же обвиняют во всем украинские войска.  В СНБО Украины заявили, что Boeing 777-200 мог быть сбит с территории России. Сама авиакомпания пока воздерживается от официальных заявлений. В нашей галерее – самые громкие в истории авиации случаи сбитых по ошибке пассажирских самолетов.

Авиакатастрофа самолета «Сибири» над Черным морем
Transport Photo Images

Авиакатастрофа самолета «Сибири» над Черным морем

Дата: 4 октября 2001 года

Самолет Ту-154М авиакомпании «Сибирь» выполнял рейс 1812 Тель-Авив – Новосибирск. Через 1 час 45 минут после взлета поступил сигнал от членов экипажа и сообщение «…куда попала(о)…». Самолет упал, все 66 пассажиров и 12 членов экипажа погибли. Тогда рассматривалась версия теракта (крушение произошло вскоре после террористических атак 11 сентября 2001 года в Нью-Йорке) или взрыва на борту по техническим причинам.

Однако в ЦРУ заявили о проводимых Украиной над Черным морем учебных запусках ракет.  Межгосударственный авиационный комитет России установил, что самолет на высоте 11 000 метров был сбит ракетой из зенитно-ракетного комплекса С-200 советского производства.  Украинские и российские официальные лица (в том числе Владимир Путин) долгое время не признавали этот факт. В сентябре 2011 года Киевский апелляционный суд отказался признать версию российских специалистов и решил, что вины украинских военных нет.

Сразу после катастрофы президент Украины Леонид Кучма парировал: «Посмотрите, что творится вокруг в мире, в Европе? Мы не первые и не последние, не надо из этого делать трагедию. Ошибки бывают всюду, и не только такого масштаба, а гораздо большего, планетарного масштаба».

Иранский Airbus над Персидским заливом

Иранский Airbus над Персидским заливом

Дата: 3 июля 1988 года

Самолет Airbus A300B2-203 был сбит через несколько минут после взлета из аэропорта Тегерана. Как заявило правительство США, самолет по ошибке был опознан ракетным крейсером Vincennes как истребитель F-14 ВВС Ирана. Погибли все 274 пассажира и 16 членов экипажа, в том числе 66 детей. Авиалайнер выполнял короткий 28-минутный рейс в Дубай. Американский крейсер защищал кувейтские танкеры от воюющих между собой армий Ирака и Ирана. Ракета разорвала самолет надвое,  обломки упали в море. Иранское правительство назвало инцидент международным преступлением и преднамеренной атакой. Президент США Рональд Рейган сначала назвал произошедшее «правильными оборонительными действиями», но по итогам судебного процесса в Международном суде власти США согласились выплатить компенсации семьям погибших.

Южнокорейский «Боинг» над СССР
ИТАР-ТАСС

Южнокорейский «Боинг» над СССР

Дата: 1 сентября 1983 года

Boeing 747-230B Korean Air Lines летел из Нью-Йорка в Сеул с дозаправкой в Анкоридже.  Самолет отклонился от курса более чем на 200 миль и два раза нарушил границы СССР, пролетев над несколькими советскими военными объектами. Советский истребитель-перехватчик Су-15 некоторое время сопровождал самолет и сделал предупредительные выстрелы, которые, впрочем, пилоты могли просто не заметить. Советские военные решили, что это американский разведывательный самолет и сбили его. Самолет упал в районе Сахалина. Все 269 человек на борту погибли. Среди них был и американский конгрессмен Ларри Макдональд. Президент США Рональд Рейган назвал происшествие «преступлением против человечества, которое никогда не должно быть забыто». Юрий Андропов парировал, что это была «изощренная провокация спецслужб США с использованием южнокорейского самолета».

Аргентинский транспортный самолет в небе над Арменией

Аргентинский транспортный самолет в небе над Арменией

Дата: 18 июля 1981 года

Аргентинский транспортный самолет возвращался после рейса Тель-Авив – Тегеран, в котором в иранскую столицу перевозил боеприпасы и танковые запчасти. Самолет ошибочно вторгся в воздушное пространство СССР. Сначала на перехват CL-44 отправились четыре Су-15ТМ, но пилоты израсходовали топливо и вернулись обратно. В небо поднялся еще один Су-15ТМ. Пилот из-за близкого расстояния не смог применить ракеты и взял CL-44 на таран, ударив его снизу килем и фюзеляжем по стабилизатору. Самолет упал на территории Армении, все 4 члена экипажа погибли, а советского пилота Валентина Куляпина наградили орденом Красного Знамени.

«Массовое убийство на Устике»
Getty Images·Fotobank

«Массовое убийство на Устике»

Дата: 27 июня 1980 года

Итальянский самолет McDonnell Douglas DC-9-15 выполнял внутренний рейс Болонья — Палермо. Экипаж не получал сигналов от навигационных маяков, поэтому наземные диспетчеры немного отклонили рейс в сторону. Через 51 минуту после взлета он упал в Тирренское море в ста километрах от острова Устика. Все 77 пассажиров, включая 13 детей, и 4 члена экипажа погибли. По итогам расследования в 1989 году Парламентская комиссия по борьбе с терроризмом решила, что авиалайнер сбила ракета, выпущенная во время воздушного боя между самолетами НАТО и Ливии. Чуть позже несколько экспертов отозвали свое мнение, созванная международная комиссия решила, что в туалете авиалайнера была заложена бомба. В 2008 году бывший президент Италии и председатель совета министров Франческо Коссига заявили, что самолет был сбит ракетой, выпущенной с французского истребителя.

Корейский самолет над Мурманском

Корейский самолет над Мурманском

Дата: 20 апреля 1978 года

Корейский самолет авиакомпании Korean Air Lines  с 97 пассажирами на борту выполнял рейс  Париж – Анкоридж - Сеул и ошибочно пересек границы СССР в районе Мурманска. Самолет перехватили, однако на сигналы он не отвечал. По «Боингу» были выпущены две ракеты, одна из которых поразила цель. Самолет совершил аварийную посадку на лед замерзшего озера Корпиярви. Среди пассажиров от осколков ракеты погиб 1 человек, еще один умер от ранений по дороге в больницу. 13 человек получили ранения.

Катастрофа Boeing 727 под Исмалией
Getty Images·Fotobank

Катастрофа Boeing 727 под Исмалией

Дата: 21 февраля 1973 года

Ливийский самолет выполнял рейс Триполи-Бенгази-Каир-Александрия-Бахрейн. Из-за песчаной бури лайнер сбился с курса. Boeing 727 залетел на территорию Синайского полуострова, контролируемую в тот момент Израилем, и приближался к израильскому ядерному центру в Димоне. Израильские ВВС подняли в воздух два истребителя F-4E Phantom II. Пилоты пассажирского самолета в тот момент считали, что приближаются к аэропорту Каира, однако не могли найти посадочный маяк. Израильское командование, оценив действия пилотов самолета, решило, что тот угнан террористами из «Черного сентября», и дало приказ открыть огонь на поражение.  Boeing 727 при посадке врезался в дюну и полностью разрушился. Погибли 108 человек, четырем пассажирам и второму пилоту удалось выжить. Израиль сначала не признавал свою ошибку, но позже всю вину взял на себя начальник генштаба Армии обороны. ООН не нашла причин вводить санкции против Израиля.

Крушение французского SE-210 под Ниццей

Крушение французского SE-210 под Ниццей

Дата: 11 сентября 1968 года

Полет самолета  SE-210 Caravelle III авиакомпании Air France из Аяччо в Ниццу проходил в нормальном режиме. При снижении экипаж SE-210 сообщил о непредвиденных проблемах и запросил аварийную посадку. Поступило сообщение «у нас возгорание», далее «мы разобьемся, если так будет продолжаться». В итоге самолет упал  и затонул в Средиземном море на глубине 2600 метров, все 95 человек погибли. В ходе расследования наиболее вероятной причиной считался пожар, возникший в хвостовой части самолета рядом с туалетом. Но СМИ сразу же сообщили о возможности попадания учебной ракеты в самолет. Министр обороны Франции Мишель Дебре отклонил эту версию, завив, что военные учения в регионе не проводились. Только в мае 2011 года после коллективных заявлений семей погибших бывший военный секретарь Мишель Лати признал, что рейс сбила отклонившаяся от траектории ракета.

Катастрофа Ту-104 под Красноярском
ИТАР-ТАСС

Катастрофа Ту-104 под Красноярском

Дата: 30 июня 1962 года

Самолет выполнял рейс Хабаровск-Иркутск-Москва, в ходе которого пилоты перестали отвечать на вызовы диспетчеров. Вскоре самолет потерял управление и вошел в штопор. Ту-104 столкнулся с верхушками деревьев и  упал в таежную ложбину в 28 километрах восточнее аэропорта Красноярска. Все 84 человека погибли. Место падения сразу же оцепили военные. Правительственная комиссия вскоре установила, что одна из зенитных ракет ПВО Маганска потеряла свою учебную цель и перенацелилась на гражданский самолет. На тот момент это была самая крупная авиакатастрофа в СССР.

Израильский самолет в небе над Болгарией

Израильский самолет в небе над Болгарией

Дата: 27 июля 1955 года

L-049 Constellation израильской авиакомпании El Al выполнял рейс 402 по маршруту Вена – Лондон - Тель-Авив. Самолет отклонился от курса во время грозы из-за неисправности навигационного оборудования и попал в болгарское воздушное пространство. Болгарские истребители Миг-15 приняли его за вражеский самолет и открыли огонь. Все 58 человек, находившиеся на борту, погибли.

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

иконка маруси

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+