К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего браузера.

Назад, в лихие 90-е? О чем говорили российские бизнес и власть в Давосе

фото REUTERS 2012
фото REUTERS 2012
Вывод встречи: развитию общества мешает отсталость и ограниченность политической системы

«Здесь нет телетрансляции, так что можно импровизировать и открыто говорить обо всех проблемах, которые мы хотим обсудить» — так начал деловой завтрак Сбербанка в Давосе президент и председатель правления Герман Греф. На утреннее (с 7:30 до 9:15) неформальное мероприятие в гостинице «Бельведер» собралось не менее полусотни гостей. Среди них первый вице-премьер Игорь Шувалов и экс-министр финансов Алексей Кудрин, Аркадий Дворкович, Анатолий Чубайс с супругой Авдотьей Смирновой, Алексей Мордашов, Виктор Вексельберг, Алексей Улюкаев, Рубен Варданян, Вагит Алекперов, Аркадий Волож, Анатолий Карачинский, Давид Якобашвили.

Для начала Герман Греф попросил своих гостей выбрать из списка один из главных вызовов, стоящих перед Россией. В ходе рейтингового голосования определились проблемы-лидеры: коррупция (ее отметили почти четверть участников), чрезмерный госсектор и устаревшая политическая система, в которой отсутствует система сдержек и противовесов. («А кто здесь считал голоса?» — поинтересовался Кудрин, вызвав смех в зале.) «Мне нравится, когда проблему коррупции обсуждают ее участники», — тихо заметил один из бизнесменов за соседним столом. Впрочем, встреча за завтраком оказалась политкорректной, например, имена лиц, ответственных за недостатки политической системы, не прозвучали.

Первому выступить по любой из обозначенных проблем Греф предложил Кудрину, уже привыкшему за последние недели высказываться на политические темы. «Можно ли без достаточных экономических свобод достигнуть эффективного капитализма?» — начал Кудрин с почти риторического вопроса («Каких свобод вам не хватает, г-н Кудрин, вы провоцируете», — вмешался Греф, вызвав смех в зале). И сам же на него ответил: «Я пришел к выводу, что прозрачность власти и ее эффективность невозможны без политической конкуренции». В качестве примера экс-министр финансов привел отбор и регистрацию партий («Парнас» не был зарегистрирован, с «Правым делом», которое перестало выполнять необходимые власти функции, последовала расправа Кремля»), фальсификацию выборов в Госдуму. «За поддержку оппозиционных партий на бизнес оказывалось давление. Мы должны достигнуть толерантности и возможности для бизнеса финансировать другие политические партии», — резюмировал Кудрин.

 

Здесь уже Герман Греф вспомнил времена, когда у «Единой России» было 30% в Госдуме, а бизнес финансировал все, что хотел, и они с Кудриным «не могли годами провести решения, которые хотели, — но это была система сдержек исполнительной власти». «Может, нынешняя система уже не способна работать? Видите ли вы исчерпание политической модели»? — спросил Греф Анатолия Чубайса.

Глава «Роснано» сделал вид, что не рад вопросу: «Почему нанотехнологи должны отвечать за политическую систему?» Но продолжал говорить о том, что на фоне бурного экономического развития последнего десятилетия политическая система деградировала и «обществу это нравилось — тезис стабильности был очень востребован». «Но за это время в России родился средний класс, — подытожил Чубайс, — Я ожидаю, что средний класс заявит о себе достаточно жестко и 10 новых лет не будут иметь ничего общего с предыдущими, но будут иметь много общего с какими... — тут Чубайс несколько замешкался, — с лихими девяностыми».

 

«Поздравляю с возвращением в лихие девяностые», — подвел итог Греф.

Отдуваться за власть перед собравшимися пришлось Игорю Шувалову. Он признал очевидное: от избирателя естественно слышать негатив о развитии политической системы. «Наш избиратель недоволен, и это хорошо», — говорил Шувалов. Но изменить положение дел можно по-разному. Здесь Шувалов вспомнил признание соратника Горбачева Александра Яковлева: «Мы думали, что ключ к благосостоянию людей — свобода. Но когда увидели, что голодным людям приносит свобода, то ужаснулись».

«Развитию общества мешает отсталость и ограниченность политической системы», — развивал свою мысль Шувалов. И в этом смысле России необходимо создать СМИ с независимой редакционной политикой. «Но не такие, как в 1990-е годы у Гусинского», —сказал Шувалов.

 

С вопросом о развитии СМИ Герман Греф подошел к столу, за которым сидели главреды «Ведомостей» (Татьяна Лысова), Forbes (Елизавета Осетинская) и РИА Новости (Светлана Миронюк). «Сейчас в России два независимых СМИ — «Ведомости» и Forbes, — сказала я, — и надо думать о создании общественного ТВ и независимых СМИ российского происхождения». «Мы об этом уже думаем», — заверил сидящий рядом замминистра экономического развития Станислав Воскресенский.

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+