18+ НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН, РАСПРОСТРАНЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ ЧИКОВЫМ ПАВЛОМ ВЛАДИМИРОВИЧЕМ ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА ЧИКОВА ПАВЛА ВЛАДИМИРОВИЧА
Непродолжительный срок реформы МВД позволил ассоциации «АГОРА» выделить как позитивные, так и негативные ее последствия и сделать выводы. Мы считаем, что реформа МВД РФ должна быть продолжена с учетом этих выводов.
Отмена модели «лихих 90-х»
Единая концепция реформирования МВД РФ сейчас отсутствует. Происходящие изменения по большей части становятся реакцией на общественно-резонансные последствия: причинение смерти задержанным, пытки и т. д. В связи с этим первым шагом в 2012 году должна стать разработка с участием общественности и принятие концепции реформирования МВД на ближайшие несколько лет. Каковы принципы этой реформы?
Прежде всего, надо понять, что борьба с организованной преступностью, ставшей результатом «лихих 90-х», закончилась в первом десятилетии 2000-х. В тот период работа МВД РФ в этом направлении была приоритетным и необходимым направлением. Однако МВД, как и любой другой государственный орган, должно меняться вместе с развитием общества. И дальнейшее реформирование правоохранительных органов должно строиться с учетом уже нынешнего состояния общества. Первым шагом в этом направлении была ликвидация президентом в 2008 году управлений по борьбе с организованной преступностью как подразделений с особым статусом, специальными полномочиями и конкретными задачами. Сейчас требуется разработка системы, призванной не допустить создания таких преступных групп.
Мартовские события в казанской полиции повернули общественное внимание к применению насилия в отделах полиции. И сейчас сложился удачный момент для принятия волевых решений, направленных на системные изменения МВД. Стоит отметить, что и представители правоохранительных органов осознали необходимость таких изменений, готовы к ним.
Дальнейшее реформирование МВД в целях снижения рисков, экономии ресурсов, повышения эффективности и выбора лучших решений необходимо проводить в нескольких различных регионах РФ (пилотные проекты) и лишь затем положительный опыт распространять на всю страну.
Сокращение штата втрое, отъем лишних функций, новые требования
С 2012 года почти в два раза повышена зарплата сотрудникам полиции. В среднем по стране она составляет 30 000 рублей. Если учитывать средний доход населения, то такая заработная плата вкупе с социальным пакетом — вполне достойная. Мы поддерживаем этот подход и считаем необходимым продолжить увеличение зарплаты полицейских. В результате число желающих поступать на службу вырастет, что позволит повысить предъявляемые к кандидатам требования. Можно, например, перенять действующую систему конкурсного отбора кандидатов на должность судей (образование, стаж, знания и т. д.).
В дальнейшем увеличение зарплат должно сопровождаться сокращением общего числа сотрудников МВД РФ, чтобы приблизить его к среднемировым показателям численности — 3 полицейских на 1000 жителей. Сейчас у нас примерно 10 полицейских на 1000.
Мы отмечаем положительную тенденцию — исключение несвойственных МВД РФ функций. Это, например, ликвидация медицинских вытрезвителей, передача техосмотра негосударственным организациям. Продолжая эту работу, надо упразднить в системе МВД следственный департамент, передав все функции расследования единому следственному комитету, созданному на базе действующего СК РФ. В системе МВД должны сохраниться лишь отделы дознания, которым будут подведомственны все дела о преступлениях небольшой и средней тяжести (расширение подследственности).
Психологическую службу мы предлагаем вывести из системы полиции, переподчинив ее Минздравсоцразвития РФ. Психологов нужно лишить полицейских званий, сохранив им уровень финансового обеспечения. Руководить психологами должны только люди с высшим психологическим образованием. В дальнейшем надо вывести психологов полиции из подчинения МВД и переподчинить их Минздравсоцразвития РФ. И наконец, решения психологов по итогам аттестации должны иметь не рекомендательный, как сейчас, а обязательный характер.
Вневедомственную охрану при органах внутренних дел, которая сейчас просто занимается предпринимательской деятельностью без соблюдения правил конкуренции, мы предлагаем упразднить. Ее функции перераспределятся между Федеральной службой охраны, частными охранными предприятиями и ведомственной охраной.
Общественных наблюдателей — в регионы, видеонаблюдение — в каждое отделение
Такие комиссии уже существуют, и это один из реально и эффективно действующих институтов общественного контроля над правоохранительными органами. Однако стали возникать бюрократические сложности и препятствия деятельности этих комиссий. Необходимо демонополизировать назначение членов ОНК. Сегодня их назначает Общественная палата РФ. Однако последние назначения показали проблемность сосредоточения многих полномочий у одного органа. Назначать членов ОНК могли бы в равных долях Общественная палата, Совет по правам человека при президенте и уполномоченный по правам человека.
Федеральный закон не позволяет местным общественным объединениям выдвигать своих кандидатов в члены ОНК. В результате основная часть членов ОНК сосредоточена в столицах субъектов РФ. А на периферии, где находится большинство учреждений уголовно-исполнительной системы, общественного контроля фактически нет. Усилить его на периферии можно очень просто — введя компенсацию командировочных расходов членам ОНК.
Надо ввести в практику систему видеонаблюдения за деятельностью полиции внутри ее помещений, чтобы оградить работников полиции и граждан от взаимных претензий и возможностей для совершения преступлений — как с одной, так и с другой стороны. И надо запретить проводить оперативные и следственные действия с задержанными за пределами находящихся под видеонаблюдением комнат. В дежурных частях отделов полиции должна быть введена обязательная регистрация всех доставляемых гражданских лиц с указанием оснований доставления. Сейчас регистрируются только официально задержанные, а кого и на каком основании препровождают прямиком в кабинеты уголовного розыска, непонятно и неизвестно. А человек может провести в кабинете оперативников несколько дней.
Управлениям собственной безопасности — новое начальство
На управления собственной безопасности МВД сегодня возложены две взаимоисключающие функции: — защита потерпевших от действий сотрудников полиции и защита самих полицейских. При этом управления подчинены руководителям территориальных подразделений МВД. Мы предлагаем исключить из полномочий УСБ МВД РФ функцию обеспечения защиты сотрудников полиции. Ее можно поручить специальным подразделениям в рамках ФЗ РФ «О государственной защите потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства», уже создаваемым во многих регионах России.
Управления собственной безопасности должны быть выведены из подчинения руководителей территориальных подразделений МВД РФ для реализации принципа независимости и объективности. А мнение управления о личности сотрудников полиции при решении кадровых вопросов должно иметь блокирующий, а не рекомендательный характер. Управлениям должна быть вменена обязанность анализировать жалобы, поступающие на отделы полиции, в том числе в органы СК России. Эта информация должна становиться основанием для оперативных разработок.
Кстати, не мешало бы переименовать УСБ. Создается впечатление, что они обеспечивают «собственную безопасность» МВД от «внешних нападок». Более верно наименование «Управление внутренних расследований». И наконец, необходимо нормативно закрепить дисциплинарную ответственность руководителя, поручившегося за сотрудника при назначении на должность, в случае совершения полицейским уголовно наказуемого деяния.