«Боже, пропал дом… Что будет с паровым отоплением?...» — обреченно произнес профессор Преображенский, узнав, что в квартиру Федор-Палыча Саблина вселился Швондер с товарищами. Собственно, это стало последним звеном в цепи событий, подтолкнувших профессора к печальному выводу. То же самое можно сказать про Yahoo: «Пропала компания». За нее взялся морализатор нового толка, борец за права акционеров Дэниел Лоб (Loeb). Его усилиями гендиректор — пятый за пять лет — очевидно, будет уволен в ближайшее время.
Безусловно, подделывать резюме — это никуда не годится. Скотт Томпсон, нынешний CEO Yahoo, указал в своем CV, что кроме степени бакалавра по бухучету обладает такой же степенью в компьютерных науках. Это неправда, и разоблачил его тот самый Лоб, элегантный биржевик за сорок, серфер и йог, глава хедж-фонда Third Point. Кажется, вот молодец! Кто еще защитит права миноритариев?! Но почему-то не хочется вставать на его сторону, даже невольно начинаешь искать оправдание незадачливому Томпсону. В конце концов, у Стива Джобса, Билла Гейтса и Ларри Элисона вообще не было никаких дипломов.
Спекулянт от бога Дэн Лоб начал свою блестящую карьеру с маленького фонда, капитал которого насчитывал чуть больше трех миллионов долларов — деньги друзей и родственников. Дела шли на редкость хорошо, он обеспечивал ежегодную доходность более чем 20%, набирал силу, в итоге его хедж-фонд окреп и сегодня аккумулирует уже почти $9 млрд, а состояние самого Лоба Forbes оценивает в $1,2 млрд.
Однако имя он сделал не блестящими операциями на фондовом рынке, а ядовитыми письмами, которыми забрасывает CEO и советы директоров компаний, в которые инвестирует. В этих письмах, которые не скрываются от общественности, он снова и снова артикулирует одну претензию: генеральные директора не обеспечивают достаточный рост стоимости акций. Лоб клеймит расточительность и некомпетентность руководителей, и иногда ему действительно удается вывести на чистую воду зарвавшегося руководителя. Однажды он уличил генерального директора, нанявшего свою 78-летнюю мать подавать чай во время заседаний советов директоров. Тот вынужден был уволиться.
Но чаще все сводится к издевкам. В свойственной ему витиеватой манере Лоб обличает «неизъяснимую безмятежность» генеральных директоров и раздает эпитеты вроде «самое яркое светило на небосклоне скверного менеджмента». The New Yorker назвал Лоба «хедж-фондовым популистом», а его манеру определил как «нарочитое морализаторство, за которым скрывается чванливый эгоизм, характерный для Уолл-стрит».
В случае с Yahoo Лоб решил не ограничиваться письмами, а войти в совет директоров и ввести туда трех своих людей, чтобы влиять на управление компанией, но натолкнулся на решительное сопротивление руководства компании. Тогда он начал атаку и — какое везение! — обнаружил приписку в резюме гендиректора.
Увы, Yahoo уже несколько лет медленно, но верно сдает позиции. В рейтинге поисковиков она опустилась со второго места на третье. Не состоялись сделки с Facebook и Google, кроме того, было отклонено предложение Microsoft купить компанию по $33 за акцию, сегодня цена опустилась до $15. Пришедший в Yahoo четыре месяца назад Скотт Томпсон предложил план оздоровления компании через сокращение направлений деятельности и штата. По его плану нужно сконцентрировать усилия на ключевых компетенциях и запустить пару уникальных сервисов. Дэну Лобу не нравится стратегия Томпсона, он считает, что нужно сосредоточиться на росте выручки от рекламы и сотрудничестве с поставщиками контента, также он против того, чтобы запускать новые сервисы.
По существу нет такого уж радикального различия в стратегиях, и раз фонд Лоба — крупнейший акционер Yahoo, что уж так упорствовать, не пуская его в совет директоров? Видимо, причина в том, что Лоб по духу чужд культуре компании. Как отмечает Ричард Макмэнас, основатель сайта readwriteweb, Лобом движет только алчность биржевого спекулянта, желающего во что бы то ни стало повысить стоимость акций в короткий срок, в то время как руководство Yahoo не может отказаться от миссии создать полезный сервис, устойчивую, ориентированную в будущее компанию. В этом, пожалуй, суть конфликта и главный этический аспект истории.
Как бы там ни было, огромную, забюрократизированную организацию вообще трудно развернуть, даже если она движется в опасном направлении. Ее может спасти только чудо, то есть смелая стратегия вкупе с позитивной реакцией рынка. Но для этого генеральный директор должен обладать огромным доверием, безграничной свободой и запасом времени, не говоря уже о таланте и везении. А вот свобода в таких условиях невозможна априори.
Акции Yahoo тем временем потеряли в цене 1,5% за несколько дней. А учитывая, что из $9 млрд Third Point один вложен в Yahoo, похоже, от Лоба отвернулась удача.