В день, когда я писала эту колонку, на YouTube панк-молебен Pussy Riot посмотрели уже более миллиона человек. Кто из читающих этот текст слышал о Pussy Riot до того, как произошли известные события? Кто из специалистов по пиару смог бы предложить более эффективный способ раскрутки группы? И кто способствовал бешеному росту ее популярности больше, чем РПЦ?
У профессора Исхака Адизеса есть отличная метафора, которой он иллюстрирует разницу между результативностью и эффективностью. Раковые клетки результативны, но не эффективны. Они очень деятельны и добиваются нешуточного успеха на коротком отрезке времени, но в конце концов гибнут вместе с организмом, потому что работали на ложную цель. В управлении такое тоже не редкость: очень часто люди действуют, не сопрягая усилия с конечной целью либо преследуя свои личные интересы или поддавшись эмоциям, забыв об интересах организации.
Я не знаю ни одного человека, который одобрял бы действия Pussy Riot. Но действия панков и не могут нравиться нормальному человеку. Сама этимология слова «панк» говорит о многом, в первоначальном значении — это подонки, негодяи, отбросы общества. Суть их идеологии — асоциальность, демонстративное пренебрежение нормами общества, протест через самую непотребную провокацию. В эфире «Нашего радио» ведущая как-то рассказала, как была потрясена, увидев во время вечеринки, как один из музыкантов группы «Ленинград» расстегнул штаны и начал писать в бокал из-под вина прямо на глазах у изумленной публики. Во время интервью известный бизнесмен признавался мне, что в молодости был панком, увлекался «Гражданской обороной» и, несмотря на хорошую школу, папу-летчика и маму, работающую во Внешторге, вместе с товарищами ел объедки с помоек — так они преодолевали в себе брезгливость.
Панки делают массу отвратительных вещей, и Pussy Riot не исключение. Но факт остается фактом: они своего добились, на них свалилась огромная слава. Другое дело — зачем РПЦ подогревает интерес к ним? Зачем превращает в мучениц девиц, которым нужна скорее помощь психолога, нежели жестокое наказание? Мы бы уже думать о них забыли, если бы над Pussy Riot не замаячил тюремный срок всего лишь за неполиткорректную песню в неподобающем месте.
Свирепость церковных иерархов в этой истории не служит никакой рациональной цели и не поддается никакому разумному объяснению. Об утверждении идеалов христианства, которые суть любовь и милосердие, даже упоминать неловко, как и о спасении душ заблудших овечек.
Сначала казалось, что все происходящее — результат бездумного усердия исполнителей. Как известно, деятельность пиарщиков у нас измеряют количеством публикаций. Так что пресс-служба РПЦ в последнее время бьет все рекорды результативности. Но когда свое мнение публично выразил сам патриарх Кирилл, стало ясно, что дело вовсе не в том, что нерадивые слуги опять расшибли лбы.
Первый вице-президент Центра политических технологий Алексей Макаркин предположил, что жесткая позиция РПЦ — это воплощение выбранной ею тактики противостояния пассивной секуляризации общества. Но это не убеждает, потому что не работает.
Что можно противопоставить секуляризации, как не привлечение в лоно церкви новых прихожан. А где их искать? Ну точно не среди старых бабушек и молодчиков-хоругвеносцев с остекленевшими глазами. Эти давно в лоне. Остаются сомневающиеся, агностики типа меня, которых влечет в церковь и потребность в духовной дисциплине, и весь тот багаж русской православной философии, которая открывала религию как возможность освобождения духа и торжества любви. Но нас-то РПЦ в очередной раз и оттолкнула, а заодно напугала верующих, которые еще не потеряли способность сопереживать и самостоятельно мыслить.
Отчаявшись найти объяснение, я обратилась за помощью к маститому психологу, кстати, православной верующей, которая многие годы жертвует значительные суммы на обустройство церквей. Она мне ответила: «А вы прочитайте текст так называемой молитвы, там есть очень обидная строчка для патриарха Кирилла, в миру Владимира Гундяева, она все и объясняет: «Патриарх Гундяй верит в Путина // Лучше бы в Бога, ..., верил».
Когда я решила креститься, будучи взрослым человеком, оказалось, что все заповеди даются мне невероятно легко, но вот с одной вышла заминка — гордыню преодолевать нечеловечески трудно. Видимо, не только для меня это самая трудная заповедь.