К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего браузера.

Исключать Грецию из зоны евро надо было год назад

фото Diomedia
фото Diomedia
Сейчас тем более стоит поторопиться

Ситуация в странах еврозоны продолжает ухудшаться. Тем не менее принимаемые экономико-политические решения, похоже, все больше отстают от реальности. В 2008-2009 годах ЕЦБ (совместно с ФРС и другими Центробанками) действовал достаточно оперативно, стабилизировав ситуацию в денежной сфере без серьезных последствий для экономик. Однако с момента обострения ситуации в бюджетной и долговой сфере в Греции и других странах PIIGS (конец весны 2010 года) никакой «игры на опережение» со стороны правительств ЕС и отдельных стран не наблюдается. Более того, постоянно запаздывающие, половинчатые решения только ухудшили, на мой взгляд, ситуацию в Греции. Списание 50% греческого долга перед коммерческими банками на фоне обострившейся до предела социально-политической ситуации в стране, как представляется, мало что меняет — объем госдолга (120% ВВП Греции) по-прежнему неподъемен, достижение поставленных Евросоюзом ориентиров экономии бюджетных средств маловероятно. Вполне возможно, потребуются новые списания или реструктуризация долга.

Так что вопрос о выходе Греции из зоны евро становится все более актуальным, и политики начали наконец осторожно говорить о такой возможности.

Представим теперь, что жесткие решения были бы приняты летом прошлого года: тогда долг Греции только приближался к 100% ВВП, масштабы сокращения бюджетных расходов были вполне приемлемы, страна не была накалена политически. Я думаю, в то время списание 20-30% долга, в том числе косвенное — посредством исключения Греции из еврозоны и девальвации драхмы относительно евро, было бы менее болезненным и для Греции, и для европейских банков, и для Евросоюза в целом. Однако вопрос о возможности исключения отдельных государств из зоны евро и сокращении числа ее участников начинает обсуждаться после почти полутора лет демонстрации всему миру отсутствия в Европе единой политической воли, повышения до критического уровня долговой нагрузки практически во всех странах «старой Европы» под угрозой развития греческого сценария в третьей экономике зоны евро — Италии.

 

И все-таки, на мой взгляд, если такое решение будет принято даже сейчас, его стоит приветствовать. И теория, и практика проведения денежной и курсовой политики однозначно говорят: жесткость и последовательность денежных властей являются залогом успешности политики и обеспечения доверия экономических агентов. Не просто признание факта несоответствия Греции требованиям к членам зоны евро, но и готовность исключить ее, принять жесткие решения — по моему мнению, это единственная эффективная политика для Европейского центрального банка. И вот почему.

Во-первых, как уже сказано, это будет иметь положительный эффект с точки зрения восприятия политики ЕЦБ инвесторами.

 

Во-вторых, это окажет дисциплинирующее воздействие на другие страны ЕС, имеющие большой госдолг, стимулирует скорейшую стабилизацию их государственных финансов.

В-третьих, исключение Греции из зоны евро создаст прецедент и позволит уменьшить объем Европейского стабилизационного фонда. А значит, уменьшится нагрузка на бюджеты всех стран ЕС, вынужденных постоянно наращивать свои доли, в том числе за счет новых заимствований на рынке.

В-четвертых, только возврат к собственной валюте, с учетом ее девальвации по отношению к евро, на мой взгляд, способен дать шанс Греции возобновить экономический рост.

 

Вместе с тем я не думаю, что греческий сценарий серьезно угрожает Италии. Несмотря на сопоставимые уровни долговой нагрузки и отнесение обеих стран к известной группе, фундаментальные факторы в экономиках все-таки сильно отличаются. Текущие объемы платежей по долгу вполне по силам для бюджета Италии; ее экономика более диверсифицирована и имеет ряд вполне конкурентоспособных на мировом рынке отраслей; уровень зарплат в стране близок к реальной производительности труда. Таким образом, сам факт нахождения Италии в зоне евро не может препятствовать сохранению конкурентоспособности ее экономики и стабилизации государственных финансов.

С фундаментальных позиций больше оснований для выхода из зоны евро при негативном развитии событий у Португалии, Кипра, в самом худшем случае — у Испании.

Так что политика исключения Греции из зоны евро и усиления наказаний стран за нарушение бюджетных параметров будет способствовать постепенной стабилизации ситуации. А вот продолжение поддержки проблемных экономик будет затягивать в воронку бюджетного кризиса все новые страны.

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+