К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего браузера.

Ресурсы государства не бесконечны: Наталья Зубаревич о сценариях развития экономики


Специалист по социально-экономическому развитию российских регионов Наталья Зубаревич рассказала в интервью Forbes Capital, какие отрасли и города оказались среди наиболее пострадавших от введения санкций против России, как власти, по ее мнению, будут бороться с вероятной безработицей и чем кризис обернется в долгосрочной перспективе

Наталья Зубаревич — российский ученый, исследователь, профессор географического факультета МГУ. В сфере научных интересов Зубаревич — социально-экономическое развитие регионов и городов России. Является экспертом Программы развития ООН и Московского представительства Международной организации труда, а также автором теории «четырех Россий»: Москва и города-миллионники, индустриальные города, глубинка, а также Северный Кавказ и юг Сибири.

Кризис нового типа

«Масштабы изменений [после начала «военной спецоперации»*] таковы, что справиться с этим полностью невозможно. Переход к командной, мобилизационной экономике, как было озвучено, мне представляется убийственным для российской экономики. Латать дыры, которые будут разрастаться день ото дня, — это занятие тяжелое, тоскливое. Мы сейчас видим только первые последствия в виде роста цен и девальвации. Они случились быстро. Поскольку это уже которая девальвация в России за последние 13 лет, третья? Примерно каждые шесть-семь лет этот кирпич бьет по башке, и у жителей России уже, видимо, есть некоторое привыкание к таким регулярным ударам. «Плавали, знаем». А вот, помимо этого, сейчас будут развиваться процессы, про которые «не плавали» и «не знаем». И люди это по-честному почти не понимают, за исключением тех, кто работает на предприятиях, иностранные собственники которых уже сказали, что они уходят. Людей, которые не хотят в эту сторону думать, я их понимаю, это психологическая защита. Но желательно все-таки осознавать, что мы не сразу, не бегом, а шаг за шагом входим в очень мощный кризис. Кризис, типа которого в России никогда не было».

Путь огородами

«Давайте перейдем к главному — сектор услуг. Только в четырех его отраслях работают 20% занятых в стране. Это торговля, это авторемонт — вы скажете: «А чего, машины-то не меняем, будем ремонтировать». А компоненты, а запасные детали? Серый рынок наладят, но стоить это будет очень хорошо. Ввоз запасных частей огородами. Российский бизнес невероятно адаптивен, невероятно. Но каковы будут издержки вот этого пути огородами, мы пока не понимаем. Третье — гостиницы. Столько бизнеса летать не будет, столько ездить в Москву, смотреть ее красоты не очень получится, потому что с деньгами напряженка. И четвертый сектор — это то, что называется корявым советским словом общепит: бары, кафе, рестораны. Если у вас меньше денег в кошельке, вы, скорее всего, начнете экономить на этом. Я сейчас шла, смотрела на гуляющих людей, беззаботных, веселых, спокойных. Пока все работает, пока люди еще медленно адаптируются к меняющейся ситуации. Их можно обвинять и в бессердечии, и в легкомысленности. Я не буду, потому что человеку свойственно спасаться от меняющейся реальности иллюзиями, но предупредить о меняющейся реальности я их должна».

 

COVID-19. Версия 2

«Недавно я выступала на географической конференции и, готовясь, сказала себе: «Вот у тебя есть карта России — отметь [наиболее пострадавшие регионы]». И я поняла, что у меня глаз не останется, потому что везде эти точки. Но самое главное, я не могу это сделать корректно еще и потому, что, ну вот я знаю, что есть сборка [сборочное автопроизводство] в Калужской области. Уже понятно, что ее больше не будет. Но я не знаю весь комплект смежников, которые поставляют комплектующие заводу в Калуге. Вы поставщик, вы сделаете продукцию, а сборки-то нет, нет. Стало быть, цельный агрегат вы не соберете и что с вашими комплектующими, кому их перекинуть? Поэтому я поняла, что карту России я красными точками не разрисую.

Для меня самое печальное, что сильнее всего пострадают наиболее модернизированные производства и подотрасли — те, кто смог благодаря глобальной кооперации сдвинуться вперед и работать уже в технологически новом времени. По ним ударит сильнее всего. Это приведет к технологической отсталости, обеднению населения, усилению командных и мобилизационных форматов управления экономикой, переносу ответственности за происходящее на губернаторов, что уже понятно, потому что им поручено рулить этими проблемами без полномочий и ресурсов. COVID-19, версия 2, только в гораздо более сложных экономически условиях. Это глубокая провинциализация, усиление неэффективной вертикали и выживание бизнеса. Он и так выживал, но пытался кое-где развиваться. А сейчас это правда выживание».

 

«Элемент рыночности будет сжиматься»

«Когда встанет вопрос о росте безработицы, я просто вам могу сценарий рассказать. Первое: крупным и средним предприятиям под угрозой прокуратуры запретят увольнять. «Сажайте на неполную занятость» — это тренируется уже с 2009 года. Если это короткая история, три-четыре месяца, то можно посидеть на неполной занятости, когда платится очень немного, это снижает издержки бизнеса. А если вы совсем не продаете, вы за счет каких финансовых ресурсов будете платить вашим занятым даже эту зарплату? А, судя по ситуации, особенно в подсанкционных отраслях, это не вопрос трех месяцев. Это как минимум до конца 2022 года. Но государство будет под любыми прессингами заставлять бизнес брать часть издержек на себя. Второе: государство будет еще жестче контролировать цены. То есть элемент рыночности будет сжиматься. [Тем не менее] рост [безработицы] будет, но он не будет чудовищным. Сейчас 4-6%, до 8% может [дойдет]. Куча бизнесов будут сжиматься по причине сжатия платежеспособного спроса. Я полагаю, что если будут неплохие доходы от нефти в рублях — это еще один мой прогноз, — то в малом бизнесе рост в рублях будет. Вполне возможно, [будет] расширение программы зарплатных кредитов, которая работала в ковидном 2020 году и была нацелена именно на малый бизнес в уязвимых отраслях. Но COVID-19 в острой фазе — это несколько месяцев. А то, что мы сейчас имеем, в формате «упал, отжался» не получается. Ресурсы государства не бесконечны».

«Формат патриотизма может немножко измениться»

«[Сейчас] есть что делать. Первое: вокруг вас есть более слабые люди, это ваши дети, это ваши пожилые [родственники], поэтому поддержка, помощь, любовь, внимание. Это вас будет поддерживать тоже, потому что вы помогаете тем, кому труднее. Второе: не спорьте с теми, кто думает иначе. Сейчас бессмысленно, это разжигание злости сильное и гражданского раскола. Бесполезно, вы ничего сейчас этим людям не объясните, вот в таких вот стычках. Поэтому [общайтесь] мягко-мягко. Сейчас самая главная проблема — это состояние голов российских граждан внутри страны. Наша сейчас задача очень важная: потихоньку, очень спокойно объяснять последствия происходящего. Это единственный способ чуть-чуть до некоторых достучаться. Потому что остатки «рацио» все-таки в головах есть, угар пройдет, но не быстро. Какое-то время вам поможет держаться чувство большого российского патриотизма, но когда вы понимаете последствия принятых решений, формат патриотизма может немножко измениться. Он становится чуть-чуть другой, он все равно патриотизм, но, когда в стране происходят такие тектонические изменения, которых абсолютно спокойно можно было избежать, надо людям это объяснять. Это задача не пропагандистская, нет, это задача достучаться до сердца и головы».

Полную версию интервью смотрите на канале Forbes Russia в YouTube.

 

* Согласно требованию Роскомнадзора, при подготовке материалов о специальной операции на востоке Украины все российские СМИ обязаны пользоваться информацией только из официальных источников РФ. Мы не можем публиковать материалы, в которых проводимая операция называется «нападением», «вторжением» либо «объявлением войны», если это не прямая цитата (статья 53 ФЗ о СМИ). В случае нарушения требования со СМИ может быть взыскан штраф в размере 5 млн рублей, также может последовать блокировка издания.

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+