Банковская отрасль, и финансовая сфера вообще, прошли путь значительной эволюции за последние 10 лет. Спектр каналов взаимодействия банков со своими клиентами значительно расширился с повсеместным распространением смартфонов, планшетов и лэптопов. При этом способы взаимодействия с банками стали и более диверсифицированными – от собственных доменов банков до соцсетей. В результате, количество данных, требующих обработки в банковских системах, лавинообразно возрастает.
Организация финансовых услуг, в связи с этим, сталкивается со многими проблемами. Однако, в проблемах кроются также и возможности – огромные объемы данных о клиентах, их активности в банковской сфере и сопутствующих областях представляют собой огромную ценность для банков и финансовых организаций и является ключом трансформации банковской отрасли к «клиенто-центрической» модели бизнеса.
При рассмотрении основных проблем финансовых услуг сегодня, можно выделить три основных рыночных драйвера, влияющих на банковский бизнес: персонализация, менеджмент рисков и жалоб клиентов, а также аналитика «больших данных».
Технологии персонализации – возможность адаптации услуг таким образом, чтобы пакет услуг каждого клиента был индивидуален. Банкам сегодня приходится обрабатывать данные от многих каналов взаимодействия – с мобильных устройств клиентов, обращений на «горячую линию», непосредственного общения с менеджерами банков, и многих других, чтобы установить более тесные взаимоотношения с клиентами. Персонализация способствует удержанию клиентов банка, повышая тем самым показатель доходности на клиента.
Второй рыночный драйвер, менеджмент рисков и жалоб – также одно из важнейших требований к современным банкам и финансовым организациям. Банк должен защищать конфиденциальную информацию своих клиентов, а также следовать законодательным установкам правительств и регулирующих органов.
Третий драйвер – аналитика «больших данных» (Big Data). По мере роста объемов и источников данных, банковские системы должны быстро обрабатывать все бóльшие объемы информации в «реальном времени» и также оперативно на них реагировать. Это помогает банкам идентифицировать и удерживать наиболее важных клиентов, точно измерять и оценивать операционную эффективность, и, кроме того, значительно снижать риски безопасности и конфиденциальности.
Поэтому банки должны особо критично подходить к выбору систем хранения данных, которые бы удовлетворяли всем этим требованиям, оценивать эффективность хранения и обработки данных и способность систем хранения данных повысить эффективность банковского бизнеса.
Решение OceanStor V3 компании Huawei способно предоставить различные технологии оптимизации, повышения эффективности и быстроты обработки данных в реальном времени. Это решение действительно способно предоставить банкам возможности обработки больших объемов данных, а также обеспечить эффективность менеджмента рисков, повысить степень лояльности и персонализацию услуг каждого клиента.
Оптимизация системы обеспечивается, тем, что решение OceanStor V3 имеет функцию само-оптимизации своего пространства хранения, снижая тем самым нагрузку ИТ-инженеров и потребность в них. Система способна самостоятельно анализировать способы доступа к данным и, на основе этого, оптимально размещать данные внутри пространства хранения. Производительность системы также при этом повышается. Специальный «аналитический движок» системы обеспечивает алгоритмы размещения данных.
Эффективность системы хранения OceanStor V3 обеспечивается технологиями компрессии данных, дедупликации (устранения повторяющихся данных), виртуализации обработки данных, а также усовершенствованной архитектурой, которая повышает коэффициент использования ресурсов хранения данных, повышая тем самым эффективность и снижая операционные затраты и затраты на администрирование ИТ-системы банка.
Быстрота обработки данных обеспечивается наличием среды виртуализации, дополняющей имеющуюся инфраструктуру. Если существующей инфраструктуры в какой-то момент оказывается недостаточно, система OceanStor V3 быстро подключает среду виртуализации, тем самым обеспечивая непрерывность бизнеса. Это также позволяет быстро подключать новые услуги из среды виртуализации, повышая степень автоматизации и доступность услуг.
По мере того, как банки и финансовые организации требуют все больше услуг анализа «больших данных», требуется возможность обработки поступающих через различные каналы данных в реальном времени, или «почти в реальном» времени, а также интеграцию восходящих и нисходящих потоков данных. Производительность системы хранения в таких условиях становится критичным фактором. Большое значение имеет также способность системы размещать данные согласно их типу и степени важности на соответствующий уровень системы хранения, а также в домен требуемого приложения.
По мере того, как все больше клиентской информации становится доступной, банковские системы должны обеспечить защиту данных клиентов, обеспечивая их сохранность и предотвращая возможность утечек информации. Технологии безопасности, включая шифрование данных, и другие, в полной мере обеспечиваются системой OceanStor V3.
Для эффективной работы банков сегодня требуется интеграция данных от многих каналов, чтобы получить уникальный профиль каждого клиента. Требуется полное понимание всех атрибутов клиента, начиная от его профессии, семейного положения, хобби и многих других факторов. При этом банк всегда будет способен обеспечить эффективность продаж своих продуктов как для индивидуального VIP-клиента, так и для больших типовых групп клиентов.
Контакт-центры – одно их главных средств взаимодействия с клиентами банков. При этом, контакт-центр должен быть обеспечен оперативной информацией о каждом клиенте, что значительно повышает уровень взаимоотношений с клиентами (CRM). Социальные медиа способны обеспечить банки уникальной информацией о клиентах, повышая уровень взаимодействия банка и клиента. Многие ведущие банки используют социальные каналы для продвижения своего бренда, для активного взаимодействия с клиентами и улучшения своих продуктов.
Наконец, банковские системы хранения должны обладать эффективной и оптимизированной архитектурой, которая бы наилучшим образом удовлетворяла трем вышеупомянутым требованиям к банковским системам: персонализации, менеджменту рисков и обращений клиентов, а также аналитике больших данных.
Именно такой архитектурой обладает система OceanStor V3 компании Huawei. Система обеспечивает безопасное хранение данных на уровне «пять девяток» (99,999%). При этом она обеспечивает высокую производительность, т.е. быстроту отклика на запрос данных.
Как измеряют производительность системы хранения данных? В IOPS – операциях ввода-вывода в секунду (Input/Output Operations Per Second). Чем выше IOPS – тем больше пользователей могут получить данные из системы хранения в заданный период времени, тем проще требуемая конфигурация системы для заданной производительности.
Как же достигается высокая производительность OceanStor V3?
В системе использована архитектура «интеллектуальной матрицы» (Smart Matrix), а также фирменная технология хранения данных Huawei RAID 2.0+. Smart Matrix - это системная архитектура, в которой все контроллеры соединены между собой через центральную матрицу, как лепестки ромашки. Таким образом, несколько контроллеров одновременно могут выполнять операции ввода-вывода, многократно увеличивая производительность системы. Smart Matrix позволяет линейно наращивать емкость системы, добавляя новые контроллеры без прерывания работы. Технология RAID 2.0+занчительнос снижает риски потери данных, а также оптимизирует использование пространства хранения.
Этим обеспечивается производительность на уровне миллионов операций ввода-вывода в секунду (IOPS). OceanStor V3 поддерживает использование твердотельных дисков SSD, что обеспечивает еще большую скорость считывания и записи данных. SSD также обладают практически нулевым временем поиска нужных данных, поскольку в них не нужно перемещать магнитные головки, как в обычных жестких дисках HDD. Используя технологию «раскладки» данных по уровням SmartTier, система автоматически идентифицирует часто запрашиваемые данные и перемещает их на более быстрые диски SSD, а редко используемые – отправляет на HDD. Тем самым, скорость обработки данных значительно увеличивается, и задержка запроса данных снижается до практически мгновенного отклика. Кроме того, достигается оптимизация общая стоимость системы при высоких параметрах, поскольку передовые диски SSD пока ещё относительно дороги.
Система OceanStor V3 уже применяется в ИТ-системах многих банков. Например, в Национальной Системе Платежных Карт (НСПК) Центрального банка РФ используются системы хранения OceanStor 5600 V3 и 6800 V3. Основными требованиями Центробанка РФ являлись стабильность работы системы хранения, надежность ее компонентов и быстрое время отклика. Основным поставщиком оборудования для НСПК (серверы, сетевое оборудование, устройства хранения) в результате жесткого тендерного отбора была выбрана компания Huawei. Проект стартовал в ноябре 2014 г., а в конце января 2015 г. к НСПК уже были подключены первые семь банков. В феврале система была переведена в режим опытной эксплуатации, по состоянию на 16 марта к системе были подключены 77 банков и финансовых организаций в 16 городах России, а с 1 апреля 2015г. НСПК начала функционировать в рабочем режиме. В настоящее время производится последовательное подключение российских банков к НСПК, с постоянным ростом числа выполняемых операций. В системе задействовано три дата-центра по схеме катастрофоустойчивости «два рабочих, один резервный», в которых задействовано 119 серверов, 1000 Тб дискового пространства системы хранения и 500 сетевых устройств.
Среди других успешных проектов использования систем хранения OceanStor V3 в финансовой отрасли можно назвать Central Asia Bank в Индонезии (OceanStor 5500 V3), East West Bank Corporation на Филиппинах, в котором используется OceanStor Dorado5100 на быстродействующих дисках SSD, CITIC Bank International в Гонконге, где работает система OceanStor 9000, ориентированная на анализ «Big Data», центральный банк Италии La Banca d’Italia (OceanStor 5300 V3), швейцарскую страховую компанию CSS Insurance (твердотельная система хранения OceanStor Dorado 2100), и многие другие.