Михаил Матусевич, CEO Footballtop, о том, зачем нужна социальная сеть для футбольных болельщиков
Амбициозный стартап о футболе из «Силиконовой Долины постсоветского пространства» ищет инвестора, чтобы завоевать мир
- Зачем нужен ещё один ресурс о футболе?
- У Footballtop сегодня нет аналогов – это, в первую очередь, международный футбольный рейтинг, который, единственный в мире, основан на голосовании и активности болельщиков. Есть классическая премия «Золотой мяч», которая формируется путем экспертного мнения. Она определяет лучшего игрока в мире, в оценке участвуют профессионалы (тренеры, капитаны сборных и журналисты), но более миллиарда болельщиков остаются не у дел. Наш проект существует менее двух лет, и уже можно говорить о каких-то значимых достижениях. Реакция аудитории на наш проект показала, что болельщики во всем мире давно ждали такого ресурса. Менее чем за год Footballtop собрал аудиторию в 2 млн человек. И это не финальная цифра. Одна из наших целей - организация международной футбольной премии на основе собственного рейтинга. Сегодня уже федерации футбола 8 стран (Беларусь, Армения, Грузия, Камерун, Нигерии и т.д.) официально подписали с нами соглашения, то есть объективность рейтинга признана уже отдельными государствами. Кроме того, мы сейчас находимся на разных стадиях переговоров с федерациями еще 20 стран. Когда мы подпишем 35-40 соглашений, пойдем в Италию, Германию, Испанию – страны, куда просто так с улицы не зайдешь.
Наша премия - более демократичный способ признания заслуг футболистов. Footballtop сегодня входит в топ-20 крупнейших спортивных СМИ Рунета, также у нас есть англоязычная и испаноязычная версия сайта. Сейчас мы ищем инвестора, чтобы нашу модель масштабировать на мир, открыть корпункты, выводить проект на международный уровень.
- Какая сегодня посещаемость у ресурса?
- Около 2 млн человек в месяц. Это посещаемость без рекламы вообще – прямые заходы, SEO, по ссылкам из Википедии, т.к. мы являемся крупнейшей в мире футбольной энциклопедией - больше ФИФА и УЕФА, которая с львиной долей создана пользователями. Они получают баллы, которые смогут использовать на сервисах, причем не только нашего портала.
- Чем ваш проект привлекает инвесторов?
- Сегодня мы ведем переговоры с инвесторами из разных стран, смотрим на условия, которые нам предлагают. Мы намеренно создаем независимое СМИ с хорошей репутацией, чтобы завтра стать авторитетным ресурсом, к мнению которого прислушивается все футбольное сообщество. Для инвестора завтра Footballtop - это хороший имиджевый проект, уважаемое СМИ, полноценная спортивная социальная сеть и международная признанная футбольная премия. Монетизацию будем развивать по двум направлениям: доходы от медийной рекламы и спецпроектов и доходы от спортивных веб-сервисов (продажи билетов, фанатской атрибутики, а также ставок на матчи и сервиса прогнозов).
- То есть это будет еще и букмекерская контора?
- Совсем нет. Букмекерских контор на данный момент существует предостаточно. Все знают, что ставки делает огромное количество людей. Однако существуют те, у кого профессиональный подход, это не азартная игра в «угадай исход матча», а настоящий бизнес. Наш проект будет именно для таких поклонников футбола: для тех, кто любит и умеет делать ставки и хочет зарабатывать на этом деньги. Мы пока не будем раскрывать всех деталей, пусть это останется загадкой.
- Какие есть ещё возможности для монетизации?
- Вообще инвесторам интересны две вещи: визитная карточка и монетизация. Сейчас мы общаемся с одной из стран, которая в будущем будет принимать Чемпионат мира по футболу. Для них очень важен элемент престижа, взаимодействия с болельщиками, возможность влиять на футбольный мир. Если говорить о монетизации, то это интернет-реклама с высокой глубиной, возможность брендировать каждого футболиста в энциклопедии, сервис прогнозов.
- Какова потенциальная аудитория проекта?
- Вообще болельщиков футбола в мире более 1 млрд. Футбол является самым популярным видом спорта в мире, в Европе просто активных болельщиков более 300 млн человек, это огромная аудитория, которая может быть монетизирована. Мы готовы продавать свою статистику рекламодателям. Сейчас на портале зарегистрировано около 50000 болельщиков – это активные пользователи, не боты. У нас есть информация о каждом болельщике: его возрасте, месте проживания и т.д. То есть мы готовы продавать клубам информацию о суперцелевой аудитории. К примеру, покупка футболиста Роналдо окупилась всего за год только за счет маек с его именем. Такой целевой аудитории нет ни у кого. На основе этой статистики мы сможем делать любую аналитику – например, интерактивную карту: где находится самая многочисленная армия болельщиков такого-то клуба, в каком городе 98% населения болеют за такой-то клуб и т.д.
- Я правильно понимаю, что Footballtop будет социальной сетью для фанатов?
- Мне не нравится термин «социальная сеть», сейчас этим называют все что угодно. У нас изначально несколько иные цели. Это не просто информационный ресурс для общения – это проект, объединяющий болельщиков разных стран, разных клубов, разных игроков. Мы понимаем нашу задачу шире и фокусируемся на нескольких составляющих. Первое – это рейтинг, второе – авторитетное СМИ, третье - международная футбольная премия, четвертое - крупнейшая в мире фанатская энциклопедия, пятое – платформа, объединяющая международное сообщество футбольных болельщиков. Кстати, наша энциклопедия - единственная в мире аккумулирует знания обо всех фанатских движениях, их лидерах, целях, истории – этого нет нигде в Интернете.
- А вам не кажется, что эта идея - стать журналистом - немного устарела?
- Если ты фанат, ты можешь пойти на стадион поорать и подраться (в российском формате), а есть платформа, где ты можешь самореализоваться, если ты талантливый человек.
- Но ведь кто хотел – тот давно уже завел себе блог…
- В нашем случае этот блог увидят рядом с трансляцией, которую смотрят несколько миллионов человек.
- Разве сейчас у футбольных клубов нет своих сайтов и форумов, где общаются болельщики?
- Объединяющего ресурса нет.
- Коль скоро мы говорим о стартапах, то венчурные инвесторы всегда в первую очередь смотрят на команду, расскажите про вашу?
- Данный проект является международным, однако команда родом из Минска. Я учился в Лондоне, в должности заместителя генерального директора крупной IT-компании за два года работы увеличил прибыль на 14%, имею опыт построения крупных международных компаний «с нуля» до штата в 200 сотрудников. Наш SEO-оптимизатор Дмитрий Попруга вывел проект по цитируемости на 1 место в Московской области за несколько месяцев. Евгений Масловский, ведущий разработчик, входит в топ-10 Drupal-разработчиков СНГ. Нам за полтора года удалось создать технологическую платформу, проверить ее на нагрузку и добиться качества материалов и высокой цитируемости.
- Как так получилось, что сегодня Беларусь - по сути, Силиконовая Долина постсоветского пространства?
- Для Cиликоновой Долины нужны не только идеи, но и деньги, которые позволяют перспективным командам сделать собственный продукт. В Беларуси есть примеры успешных проектов мирового масштаба, к примеру, World Of Tanks, Viber. Однако это единичные случаи успеха, в то время как Беларусь - один из лидирующих ИТ-аутсорсинговых центров мира.
Присоединяйтесь к нам на сайте http://www.footballtop.ru/