Яна Андриясова. Позиция на дату проведения интервью: Руководитель офиса стратегических инициатив SAP СНГ.
— Расскажите о своем карьерном пути: к чему готовились со студенческой скамьи, сколько компаний сменили, как пришли к нынешней позиции?
— Я работаю с третьего курса, так что к окончанию Дагестанского государственного университета у меня уже был достаточно разнообразный опыт — от волонтера на фольклорном фестивале в Северной Каролине до специалиста в комитете по управлению имуществом города Махачкалы. В 1999 году я переехала в Москву. Настоящий карьерный путь у меня начался с SAP — 13 лет назад. Я не разделяю идеи, что частая смена компаний украшает резюме. За время работы в SAP я побывала на многих позициях. Когда я пришла в компанию, то была единственным финансовым контролером. Компания росла, и я росла вместе с ней: построила функцию контроллинга в SAP СНГ, возглавила этот отдел, потом попробовала себя, что называется, на передовой бизнеса — несколько лет работала в подразделении продаж. Сейчас возглавляю офис стратегического развития бизнеса.
— Часто говорят, что успех — это 99% подготовки и 1% везения. Какую роль отводите удаче вы?
— Удача, конечно, важна, но я выросла на таких ценностях, как трудолюбие и ответственность, — это заложили в семье. Я достаточно рано поняла, что если ты хочешь сделать что-то стоящее, нужно не бояться брать на себя ответственность и быть готовым много трудиться. Это и есть 99% успеха, но до полного успеха — всегда нужно везение!
— Помогала ли вам улыбка в достижении ваших целей?
— Конечно, как же без нее? Расскажу историю моего собеседования в SAP. Приехав 15 лет назад в Москву, я больше года потратила на поиск хорошей работы: сначала устроилась экономистом на завод «Красный пролетарий», но мечтала попасть в международную компанию… И вот меня пригласили на интервью в SAP. Собеседование вел финансовый директор, господин Франк Куклик. Он начал с вопроса: «Знаете ли вы, что такое контроллинг?» Я была в полной растерянности, т.к. слышала это слово впервые. Что мне оставалось делать? Пришлось улыбнуться и признаться в этом. Но чудеса всегда где-то рядом с нами. Несмотря на мой совершенно провальный ответ, Франк рассказал мне, что нужно делать на этой позиции, из чего я поняла, что западный финансовый контролер и русский экономист — это практически синонимы. Улыбка тогда помогла мне не растеряться и продолжить разговор.
Я была уверена, что интервью провалено и на работу меня не возьмут, но искренне поблагодарила Франка, потому что теперь знала, как называется позиция, которую нужно искать. И как же я была удивлена, когда через пару недель мне позвонили и предложили работу в SAP. Я была на седьмом небе от счастья. Почувствовать потенциал человека и суметь его раскрыть — большое искусство. В моем случае у Франка это получилось, и я думаю, моя улыбка сыграла свою роль. Потом, встречаясь с Франком в штаб-квартире, мы много раз смеялись, вспоминая это собеседование.
— Одинаковую ли роль играет улыбка на разных этапах карьерного пути?
— Она всегда важна. Улыбка, в моем понимании, — это показатель твоего образа жизни, твоего отношения к миру, поэтому она равно важна в начале карьерного пути и на уровне топ-менеджера. С той лишь разницей, что топ-менеджер обязан быть примером, заряжать людей энергией, вести их за собой. В этом суть лидерства, ведь «мы в ответе за тех, кого приручили».
— Кому вы больше улыбаетесь — начальникам или подчиненным? Или разницы нет?
— Я улыбаюсь жизни. Не разделяя людей на подчиненных и руководителей, я щедро дарю улыбки всем. Главное — в каком контексте окажется улыбка.
— В каких контекстах она уместна в большой корпорации?
— В начале и в завершение встречи — улыбка это просто must, хороший тон, позитивный заряд энергии, настрой на всю встречу. В ходе беседы, безусловно, все зависит от того, о чем идет речь, какой накал страстей. Следует учитывать также национальные особенности, ведь люди из разных стран по-разному выражают эмоции.
— Часто говорят, что русские улыбаются меньше других. Вы согласны с этим?
— Да, мне кажется, что мы мало улыбаемся. В России высокий статус всегда ассоциируется с серьезным выражением лица. В американской же культуре улыбка сопровождает практически весь ход беседы. Я верю, что улыбка — это навык, и как остальные умения, его можно выработать. К тому же чудеса медицины, в том числе стоматологии, сегодня впечатляют, и сделать красивую улыбку совсем не проблема. Правда, это полдела, потому что улыбка — это только внешняя сторона вопроса, а вот позитивный настрой — как жизненное кредо — дается не каждому. Научиться позитивно смотреть на мир сложнее, чем научиться красиво улыбаться, но тоже возможно.
— Кто-то взлетает по карьерной лестнице достаточно быстро и легко, а кто-то, несмотря на отличные результаты, засиживается на одном месте. Как вы думаете, от чего это зависит и что делать в таких случаях?
— Если кто-то чувствует, что засиделся на месте, — пусть приходит к нам. У нас очень динамичная компания, за 13 лет работы в SAP мне ни разу не было скучно. Если ты талантлив и правильно подходишь к развитию своей карьеры, ты не застрянешь на одной позиции. Я — наглядный пример.
— Могут ли улыбка и позитивный настрой сыграть решающую роль в повышении одного из двух сотрудников при прочих равных условиях?
— Если решение о повышении принимаю я, то могут. Позитивный настрой и открытость сотрудника к внешнему миру, к новым возможностям для меня более важный фактор, чем системные академические знания. На мой взгляд, знания приобретаются легче, чем умение улыбаться и мыслить позитивно.
— Насколько для вас важна ваша команда? Как вы подбираете людей?
— Когда я создаю команду, первый важный для меня фактор — преданность сотрудника компании. Естественно, нужно «вливать и новую кровь», но я стараюсь, чтобы лояльность сотрудника всегда была оценена. Для команды я ищу преданных людей. Это стержень, вокруг которого строится все остальное. Второй момент — это целостность личности, когда у работника все сбалансировано: дом, работа, личные интересы. Человек должен руководствоваться одними и теми же принципами и ценностями и в частной жизни, и в корпоративной. В-третьих, я экстраверт, и мне, естественно, проще общаться с людьми моего склада — открытыми, понятными мне по типажу. А понятным, открытым другим людям нас делает улыбка — с ее помощью диалог и контакт всегда налаживаются быстрее.
— Насколько велика роль команды в вашем личном успехе?
— Никто не в состоянии сделать все сам. Поэтому я приветствую, когда люди берут на себя ответственность и гордятся достигнутыми результатами. Для меня успех команды — это успех каждого сотрудника.
Сейчас мне напрямую подчиняется очень небольшая команда — пять человек, но в проекты и инициативы, которые мы нашей командой ведем, по сути дела включена большая часть организации. При отсутствии прямого административного рычага особенно важно, чтобы люди тебе доверяли и включались бы в работу над стратегическими проектами. В SAP есть пятилетний план стратегического развития — до 2017 года. Моя позиция и офис, которым я руковожу, появились как раз в связи с необходимостью реализовывать стратегические инициативы. SAP в это много инвестирует.
— Насколько вы доверяете своему первому впечатлению о людях?
— Я доверяю интуиции, и мне не приходилось разочаровываться: это касается и выбора университета, и компании, в которой я работаю, и спутника жизни, и людей в команду. Бывало, я брала на работу людей, которые по своему опыту и квалификации уступали другим кандидатам, но интуиция мне подсказывала, что они сумеют реализовать свои способности. Ведь когда-то и Франк взял меня на работу, поверив своей интуиции.
— Из чего складывается ваше первое впечатление, например, о кандидате на работу?
— Как говорится, «у вас никогда не будет второго шанса произвести первое впечатление». Ученые считают, что это впечатление складывается в течение первых 30 — 60 секунд знакомства. Что можно «вписать» в такое короткое время? Улыбку, крепкое рукопожатие и внешний вид, конечно. Впрочем, если в течение первой минуты вы не успели улыбнуться, надо будет наверстать упущенное в следующие 60 минут, отведенные на интервью.
— Приходилось ли вам встречать мрачных и замкнутых людей среди успешных бизнесменов?
— Да, мне приходилось ездить по России во время работы sales-менеджером, и я встречала разных бизнесменов в металлургии, дискретном производстве и в других сложных индустриях, не всегда приветливых и улыбчивых, даже, скорее, наоборот. Но времена меняются, и хотя есть истории успешных, но замкнутых людей, сегодня атрибут успеха — это позитивный настрой и открытая улыбка. Поднимаясь по карьерной лестнице, придется развивать эти навыки наряду с хорошей речью и умением одеваться. Сегодня, когда информация устаревает, как только она опубликована, умение быстро адаптироваться к новым реалиям и налаживать контакты — важнее, чем экспертные знания. Сегодняшний, а тем более завтрашний лидер должен быть мастером коммуникации и примером позитивного отношения к жизни. Во время моей учебы в бизнес-школе INSEAD во Франции наш профессор социологии Жозе Луис Альварес говорил: «Вы — это то, скольких людей вы знаете, и вы знаете по-настоящему всю правду только тогда, когда узнаёте ее не из газет, а из живого общения».
— Сотрудник больших корпораций живет в условиях постоянного стресса, дедлайнов и рисков. Что помогает вам бороться со стрессом?
— Уметь балансировать в нестабильном и полном стресса мире, сохраняя устойчивость и целостность, — это вопрос зрелости человека. В SAP мы стараемся помогать сотрудникам бороться со стрессом. Лично для меня самый главный антистресс — это мои дети: их радости, улыбки, заботы и печали. У меня двое сыновей: Ивану пять лет, Семену три года, и мой главный ежедневный дедлайн — это девять часов вечера, когда дети ложатся спать, и я должна быть рядом с ними. Конечно, из-за командировок это не всегда возможно, но обычно я стараюсь соблюдать это правило.
— Какие способы справляться со стрессом есть в пределах офиса и как вы помогаете в этом своим коллегам?
— Офис сам по себе — уже фактор стресса. В SAP есть «дни домашних офисов». Кроме того, помогают простые вещи: фрукты в офисе, яркие краски, шутки. Например, чтобы сделать совещания более интересными и продуктивными, мы стали использовать технику скрайбинга и визуальной фасилитации — когда ты фиксируешь результаты дискуссии в визуальных образах. Даже завели нескольких штатных скрайберов, практикуем это нововведение и в работе с клиентами. Конечно, помогает дружественное общение с коллегами, кофе-брейки и совместные обеды, когда можно пошутить, обменяться новостями, улыбнуться. Я всегда использую перерывы, чтобы «пойти в народ». У нас вообще очень здоровая рабочая среда.
— Какие атрибуты важны, с вашей точки зрения, для успешного бизнесмена?
— Я верю в простые человеческие ценности — честность, открытость, ответственность, желание и умение трудиться. Ты прежде всего должен быть приличным, порядочным человеком. Это главное. Как это можно оценить с первой минуты знакомства? Важно как ты смотришь в глаза, как разговариваешь: твой тембр голоса, взгляд, улыбка, рукопожатие.
— Становится ли белоснежная улыбка атрибутом высокого статуса и успешности в России?
— Думаю, что становится. Вокруг все больше уверенных в себе и раскрепощенных людей, которые могут себе позволить открыто проявлять эмоции, в том числе во время бизнес-переговоров. Если раньше люди вообще редко улыбались, то теперь модель поведения в повседневной жизни, особенно в бизнес-сообществе, постепенно меняется. Теперь улыбка – это bon ton.
— Поделитесь рецептом вашего успеха — какую роль в нем вы отведете улыбке?
— У каждого свой рецепт. Улыбка — это способ проявления эмпатии, ваша визитная карточка. За ней должно идти содержание. Я хочу закончить словами Королевы из «Алисы в Стране чудес» — моей любимой книги: «Нельзя поверить в невозможное? — Просто у вас мало опыта. Я уделяю этому полчаса каждый день, а в иные дни успеваю еще до завтрака поверить в десяток невозможностей!» Нужно верить, что невозможное возможно, быть открытым и готовым к новым перспективам. Приложите к этому ответственность и трудолюбие — получится мой рецепт успеха.
Интервью: Александра Сопова
Фото: Роман Шеломенцев