Александра Вантье. Позиция на дату проведения интервью: Генеральный Директор Super Lab, ОАО «Аптечная сеть 36,6»
— Расскажите о вашем карьерном пути. С чего начинали, как пришли к данной позиции?
— Моя карьера начиналась в одной из первых компаний, где занимались маркетинговыми исследованиями и консалтингом на российском рынке. После этого меня пригласили в «36,6» в стартап-команду – мы открывали сеть аптек нового формата, создавали уникальный бренд. До этого в аптеках покупатель общался с фармацевтом через узкое окошко в витрине, иногда надо было почти умолять, чтобы что-то оттуда получить. У нас появилась открытая форма торговли, и сначала многим казалось, что открылись новые бутики
Из «36,6» я перешла в «Л’Этуаль» и около четырех лет была там генеральным директором. Затем занималась собственными проектами и, конечно, своими детьми (их трое). Потом меня пригласили на должность директора по развитию и генерального директора Super Lab в составе холдинга «36,6» — нами было создано порядка двух тысяч продуктов, причем не только под маркой «36,6»: это и лекарства, и биологически активные добавки, и функциональная косметика.
— У вас есть и собственные проекты?
Да, я планирую запустить два собственных проекта. Во-первых, парфюмерную розницу PomParfum corners – парфюмерные корнеры в симбиозе с аптеками: покупатели, заинтересованные в здоровье и красоте, будут иметь возможность купить парфюм интересных брендов в аптеках. Второй проект называется Shhhape!: это линия корректирующих колготок и белья. Оказывается, утягивающие колготки — это очень высокотехнологичный товар: я познакомилась с европейским производством. В России пока не очень развита культура ношения такого белья, хотя оно присутствует на рынке. А во всем мире хорошо продаваемый размер этих вещей — двойка, то есть и стройные девушки с помощью колготок и белья достигают совершенства. Со временем у нас, кроме колготок, появятся купальники cо специальными скульптирующими эффектами.
— Что помогало вам добиваться своих целей?
— Интерес к работе, ободряющие маленькие и большие успехи, интересные люди, которые меня окружали, команда, которую формировала я или которая подбиралась сама. Развитие рынка тоже было очень интересным: нужно было делать все быстро и только успешно. А успех приходит к тем командам, которые понимают, что они делают.
— Вы много улыбаетесь от природы или вам приходилось специально учиться этому?
— Я всегда улыбалась. В юности меня даже принимали за иностранку, так как считается, что русские улыбаются мало: может, мы стесняемся, а может, у нас просто северная сдержанная культура.
— Стоит ли учить улыбаться, даже если это не входит в нашу культурную традицию?
— Стоит. Некоторые считают, что улыбка отвлекает от решения рабочих задач. Но в «Макдональдсе» и «Старбаксе» необходимость улыбки записана в должностных инструкциях и рабочих процедурах — и это очень успешные компании. Зачастую людям нужно просто сказать: улыбайтесь. Это как упражнение: если пресс качать, он будет выглядеть хорошо; если вы будете улыбаться, вы научитесь делать это искренне и уместно. Сейчас, если вы посмотрите на розничную торговлю, российские продавцы все еще редко улыбаются — и очень жаль. Улыбка сразу дает совсем другое качество контакта.
— Какую роль играет улыбка на разных этапах карьерного пути у разных людей?
— Женщине-бизнесмену обязательно нужно улыбаться на любом этапе карьеры. Мужчины зачастую считают это слишком личным жестом. Но улыбка означает не слабость, а уверенность в себе, готовность поделиться энергией с окружающими. Когда ты делишься энергией, она возвращается к тебе.
Важно улыбаться уместно и красиво. Всех нас в школе выгоняли с уроков за хихиканье — улыбка бывает разной: и приветливой, и ободряющей, и ироничной.
— Могут ли улыбка и позитивный настрой сыграть решающую роль в повышении одного из двух сотрудников при прочих равных условиях?
— Да, с людьми должно быть приятно работать. Профессиональные качества важны, но при прочих равных я выберу того, кто улыбается: это знак достигнутого взаимопонимания.
— Как вам удавалось найти общий язык с огромным количеством разных начальников, с которыми вы работали?
— Помогает умение понять характер человека, с которым ты работаешь, его язык, задачи, которые он перед тобой ставит. Очень важно наладить правильный теплый контакт со всеми руководителями, акционерами, собственниками бизнеса — улыбка здесь не главное, наверное, но точно не лишнее проявление своего отношения к человеку.
— Кому вы больше улыбаетесь – начальникам или подчиненным?
— При встрече в любом случае нужно улыбаться. Для подчиненного это будет ободрением к действию, для руководства — выражением твоей готовности к работе. Для руководителя важно, чтобы команда была уверена в своих силах и видела, к какому результату надо стремиться.
— Как построить такую команду?
— Нужно смотреть на способности людей комплексно, выяснять, что умеет каждый из них. Если самый креативный человек в команде будет порождать новые идеи, другой — прорабатывать детали, а третий — логистику к конечному потребителю, то каждый раскроет свои сильные стороны и компенсирует слабые. В ежедневном режиме нужно проводить коучинг с каждым. Многие пренебрегают общением с подчиненными: есть мэйлы, онлайн-конференции и т.п. Но так ты не видишь лиц и глаз. Когда нужно не просто решить операционную задачу, а сделать рывок, то нужно видеть, насколько люди мотивированы.
— Какие методы построения эффективной команды вы используете?
— Важно понимать, какие интересы есть у сотрудников, чтобы правильно ставить им задачи, говорить на одном языке. Например, для наших лучших фармацевтов нам удалось организовать поездку в Париж, для многих из них это путешествие стало первым в жизни – и это сыграло огромную роль для укрепления команды и мотивации сотрудников.
Когда я прихожу в офис, я здороваюсь со всеми – охрана, ресепшн, уборщицы, те, кого я встречаю по пути к лифту. Это знак уважения к людям, с которыми ты вместе работаешь.
Уровни общения в больших компаниях разные. Есть уровень топ-менеджмента – они работают в офисе. Средние менеджеры уже больше находятся «в поле». В рознице работают директора магазинов, аптек. На каждом уровне надо найти общий язык.
— Должен ли улыбаться, например, директор магазина или аптеки?
— В магазинах важно создать настроение, атмосферу, уровень сервиса, иначе покупатель может и не прийти. Зачастую директор магазина – ролевая модель для своих подчиненных. Он должен улыбаться, чтобы его сотрудники тоже учились приветливости. Работать в парфюмерных бутиках приходят девушки, которые сами любят и умеют ухаживать за собой. Это уже полдела, остальное дадут тренинги. Мы даже обучали сотрудников танцам, чтобы они могли красиво двигаться по залу. А для директоров магазинов проводили тренинг: представьте, что магазин — ваш дом, куда неожиданно пришли гости. Что вы будете делать: срочно что-то прибирать и готовить или просто с улыбкой общаться, чтобы у гостей осталось приятное впечатление о встрече?
— Может ли улыбка помочь в стрессовой ситуации?
— Бывают ситуации, которые можно разрешить только шуткой, отнестись с иронией к самому себе. В ритейле улыбка – основное: если вы пришли в магазин или аптеку и вам что-то не нравится — от ассортимента и качества до цены, а еще и продавец хмурый, — то разрядить обстановку можно только на позитиве, если сотрудник аптеки будет спокойно улыбаться, предложит какие-то альтернативы.
Бывают неудачные, полные стресса дни, но и в них всегда можно найти позитивные моменты. В такие периоды я стараюсь не ставить глобальных или новых задач, а делать то, что точно и без особых усилий получается. Такой мини-успех дает позитив и мотивирует. Мы иногда сами перегружаем себя проблемами. Когда мне будет 90 лет, я не вспомню, о чем я грустила в этот день.
Кроме того, в каждой моей команде много людей, которые участвуют в благотворительности, и я их всегда поддерживаю. Когда видишь реальные проблемы, особенно с детьми, начинаешь шире смотреть на свою собственную жизнь, более позитивно ее оценивать и чаще улыбаться.
— Встречались ли вам среди успешных бизнесменов и менеджеров мрачные, замкнутые люди?
— Закрытых людей очень много – это практически все собственники компаний. Они очень приветливы, но не пускают «внутрь». У них много дополнительной ответственности, им сложно постоянно улыбаться. В бизнесе нужно уметь быть и жестким, но жесткость не всегда означает мрачность. После жесткой постановки задачи улыбаемся – и идем работать. Все мы можем быть мрачными в некоторые дни и в некоторых ситуациях: кто, кроме стюардесс, сможет улыбаться, когда ему говорят неприятные вещи?
— Является ли белоснежная улыбка атрибутом высокого статуса и успешности человека? Как это воспринимают в России и в Европе?
— У нас интернациональная семья, и я заметила, что мой муж всегда обращает внимание на улыбку других людей. На Западе сформирована привычка: менеджер любого уровня, если он работает в продажах, ухаживает за зубами. При карьерном продвижении уверенность в своей неотразимости очень помогает. Шикарный костюм и ухоженные волосы, дорогие часы и представительская машина не компенсируют невозможности открыть рот так, чтобы люди не расхотели с тобой общаться. У нас культура ухода за собой развивается иначе, но это должно войти в привычку. Тем более, что возможности расширяются, открываются новые клиники, появляются совершенные технологии, уходят стереотипы, что это больно и небезопасно.
— Говорят, что успех — это 99% тщательной подготовки и 1% везения. А в чем секрет вашего успеха?
— Конечно, в первую очередь, успех — это много ежедневной работы. Везение – это само время и обстановка, наша страна, где все очень быстро развивается. И искренняя улыбка в любой ситуации — это важная составляющая успеха.
Интервью: Александра Сопова
Фото: Роман Шеломенцев