К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего браузера.

Улыбка — это отражение внутренней готовности получить от жизни то, что тебе нужно


Яна Машина. Позиция на дату проведения интервью: Руководитель направления по работе с брендом, Департамент Маркетинговых Коммуникаций, КБ Группы МТС.



— Расскажите о вашем карьерном пути. С чего начинали, как продвигались, сколько компаний сменили?

— Представьте: 1990 год, девушка закончила социологический факультет в Московском государственном университете. Перестройка. Развал. Мне повезло: я попала в одну из первых частных компаний, где занимались маркетинговыми исследованиями, — «Ромир». Я один из первых маркет-ресёчеров в нашей стране — так сложилось. Мы открывали этот рынок в России. Я провела в исследовательской компании порядка семи лет, потом это показалось мне недостаточным, и я ушла в рекламный бизнес. Следующие десять лет я работала в Publicis United, Saatchi & Saatchi Russia, JWTRussia — и стала специалистом по стратегическому планированию. Это была новая для России специальность. В 2008 году я поняла, что нужно идти дальше, развиваться.

Я получила предложение о работе от компании МТС. Сначала я была там исследователем, а в 2010 стала бренд-директором компании.

— Какую роль играет улыбка на разных этапах карьерного пути? Одинаково ли она важна для рядового сотрудника и руководителя компании?

— Человек любого возраста на любой должности, от самого младшего менеджера до президента большой компании и, наверное, президента большой страны, должен улыбаться людям, с которыми общается, причем улыбаться искренне, от души. Человек, который светится изнутри, делает это постоянно. Не надо путать это с искусственной, натянутой улыбкой.  Можно улыбнуться глазами, и это почувствуют. Улыбка — отражение твоего внутреннего света.

— Помогала ли вам улыбка в достижении ваших целей? Если да, то как?

— Да. Улыбаться, в том числе улыбаться внутренне или самой себе — это очень важно. Мне это помогает часто, даже когда возникают сложные ситуации и люди нервничают. Если ты в этот момент улыбаешься и предлагаешь: «Давайте подумаем», — это вселяет оптимизм, твои сотрудники верят, что мы найдем выход.

Приведу нестандартный пример: иногда нужно достойно отступить. Армия не может воевать, если у каждого солдата своя точка зрения. Каждому кажется, что он видит всю картину лучше всех и знает, что делать, но однажды приходит топ-менеджер и говорит: «Делать будем так». Тогда нужно понять, что ты — солдат большой армии.  Ты отступаешь и говоришь: «Да, я буду делать так ради общего блага: вероятно, я не охватил всей ситуации». Если ты соглашаешься с улыбкой, видно, что ты будешь делать нужное искренне и постараешься выполнить задачу насколько возможно лучше, даже если прежде ты не был согласен. Это позволяет команде остаться командой, а не скатиться к конфликту.

— Кто-то взлетает по карьерной лестнице достаточно быстро и легко, а кто-то, несмотря на отличные результаты, засиживается на одном месте. Как вы думаете, от чего это зависит и что делать в таких случаях?

— Это зависит от внутреннего настроя. Я знаю многих, кому некомфортно сидеть на одном месте — я сама такая. А есть люди, которым это удобно: они заняли позицию в компании и у них нет потребности куда-то карабкаться. Возможно, они реализуют себя

в хобби. У меня в компании работает молодой человек — он прекрасный сотрудник, никаких нареканий, но он не хватает карьерных звезд. Зато он чемпион России по парашютному спорту. Но если ты не растешь и тебя это терзает, а пробиться в компании ты не можешь, то надо уходить и искать другое место. Нельзя работать в состоянии постоянной неудовлетворенности.

— Могут ли улыбка и позитивный настрой сыграть решающую роль в повышении одного из двух сотрудников при прочих равных условиях?

— Конечно! Представьте: вы мой начальник, я — ваш подчиненный: пришла, улыбаюсь, готова работать. А другой сотрудник сидит мрачный – кого вы выберете? Конечно, все мы люди и имеем право на настроение, но если ты пришел обсуждать повышение, ты должен демонстрировать настрой именно на повышение, то есть позитив и улыбку. Иначе – просто не поднимай этот вопрос. Нельзя забывать улыбаться людям: это показывает наше уважение к ним.

— На протяжении карьерного пути вы встречались с огромным количеством разных начальников. Всегда ли вам удавалось найти с ними общий язык?

— Да, у меня еще на первой работе сложился свой подход. У меня был потрясающий руководитель, очень талантливый человек, Елена Ивановна Башкирова — создатель компании «РОМИР Rеsеаrсh Grоuр». Она, ни слова не говоря вслух, научила меня главному: к своему начальнику нужно относиться с уважением. Если ты уверен, что он может чему-то тебя научить, с ним интересно работать, какие бы сложности ни случались, то в итоге все сложится. Нельзя думать о человеке, занимающем более высокую должность, что он некомпетентен, и ты бы лучше справился с его обязанностями. Все мои начальники — от первого до нынешнего — яркие, талантливые люди. Уважение — отличная основа для взаимопонимания.

— У них вы научились создавать собственную команду?

— Да, я позаимствовала у них умение видеть цель и не отвлекаться, вести команду даже тогда, когда дорога делает резкие повороты и точки назначения не видно. Для этого нужен оптимизм и умение делегировать решения. Я пытаюсь отказаться от жесткого тоталитарного контроля, хотя для меня это бывает непросто, и в каждом человеке разглядеть его таланты.

— Как вы подбираете людей, на что смотрите? Есть ли у вас свой секрет построения эффективной команды?

— Во-первых, смотрю на позитивный настрой, во-вторых, на ясность и логику мышления (люблю, когда люди не путаются при изложении своих мыслей). И на желание работать. Если оно есть, а не просто хочется деньги получать, тогда уже встает вопрос о профессиональных навыках. Если человек позитивен и хочет работать – то он, скорее всего, будет и обучаемым. Для создания теплой атмосферы в команде мы используем все способы: и пикники, и кофе-брейки. С каждым можно поговорить лично.

— Доверяете ли первому впечатлению о человеке? Какую роль в этом впечатлении играет улыбка?

— Первое впечатление я учитываю; не могу сказать, что безоговорочно ему верю: бывало, что я обманывалась. Обычно оно складывается через час общения — из способности человека открыто и искренне мне улыбнуться при знакомстве и, конечно, — из логики ответов. После стандартного интервью я знаю, возьму ли я кандидата на работу. Я не считаю, что нужно улыбаться непрерывно, но позитивный настрой должен ощущаться.

— А если речь идет о переговорах с партнерами? Помогала ли улыбка в напряженные моменты?

— Улыбкой можно выразить взаимоуважение — без этого работы не будет. Улыбка и шутка не снимают проблему, но снимают напряжение вокруг нее. Тогда вы перестаете сражаться – и у вас появляется шанс услышать друг друга и договориться.

Если тебе звонит совершенно разъяренный человек, нужно начать разговор с улыбки. Это слышно даже по телефону. Мой личный рецепт проверен на партнерах, на подчиненных, на нервных продавцах в магазинах и на раздраженных проводниках в поездах: я начинаю разговаривать нарочито позитивно и нарочито медленно, чтобы погасить скорость чужой агрессии, — срабатывает. Все понимают, что перегнули палку, успокаиваются и начинают общаться. Это и со мной самой срабатывает. Конечно, если приходится призывать человека к бизнес-этике, улыбаться уже перестаешь, но это форс-мажорная и редкая конфликтная ситуация.

— Встречались ли вам среди успешных бизнесменов и менеджеров мрачные, замкнутые люди?

— Не в качестве партнеров. Мой опыт говорит, что абсолютно замкнутые люди вершин в карьере не достигают. Бывает скверный характер — но это не мрачность, как и показная замкнутость. В этих случаях искренняя заинтересованность и улыбка очень смягчают ситуацию.

Бывали и у меня неудачные переговоры, когда человек передо мной не раскрывался. Но я стараюсь и верю, что даже в самом мрачном человеке есть что-то живое и настоящее, надо просто это нащупать.

— Что необходимо успешному бизнесмену, достигшему карьерных высот? Дорогая машина или часы? Или все это условно?

— Конечно, не «Ролекс» и не машина. Хотя и машина должна быть чистая, и одежда не рваная, но впечатление зависит от того, как человек себя чувствует и как несет голову –от внутренней силы и драйва. Недаром говорят, что короля видно даже в лохмотьях. Если перед вами топ-менеджер, вы это поймете, даже если он приехал на метро или сидит с друзьями на рыбалке.

— Является ли белоснежная улыбка атрибутом успешности? На какой ступеньке в карьере нужно задумываться об этом?

— Раньше, чем мы выбираем институт. Этим должны быть озабочены родители с момента, когда у ребенка меняются зубы. Мальчик или девочка начинают хотеть нравиться – и у них должны быть красивые ровные зубки. Я с уважением отношусь к людям, которые решили исправить зубы в зрелом возрасте и ходят с брекетами.

— Говорят, что успех подразумевает 99% тщательной подготовки и 1% везения. В чем секрет вашего успеха?

— Я бы назвала другие цифры: 60% таланта, позитивного настроя и драйва: под лежачий камень вода не течет. 35% или даже 39% — это подготовка. Осталось 1–5% — это везение: его величество случай любит тех, кто улыбается. Везение — это отражение внутренней готовности получить от жизни то, что тебе нужно.

Успех для меня — это ощущение гармонии, уверенность, что я двигаюсь в правильном направлении. Мой секрет успеха — позитивное отношение к жизни, здравый смысл, открытость миру. Также важно изначальное приятие людей: каждый заслуживает внимания и хорошего отношения. Плюс внутренний драйв и, конечно, улыбка.

Интервью:  Александра Сопова

Фото: Роман Шеломенцев 

Смотреть другие статьи >>>

    Рассылка Forbes
    Самое важное о финансах, инвестициях, бизнесе и технологиях

    Мы в соцсетях:

    Мобильное приложение Forbes Russia на Android

    На сайте работает синтез речи

    Рассылка:

    Наименование издания: forbes.ru

    Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

    Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

    Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

    Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

    Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

    Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

    На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

    Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
    AO «АС Рус Медиа» · 2024
    16+