К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего броузера.

Инновации в архитектуре – пути и решения


Существуют два пути генерации идей – работа над формой и работа над содержанием. Но когда речь заходит об инновационной архитектуре, то два эти пути сливаются в один. Эстетика здания бессмысленна вне его функциональности, а унылая утилитарность пятиэтажных бараков делает качество жизни жильцов невероятно низким. Создавая инновационное здание, одно из центральных значений архитекторы отводят освещению: свет способен не только формировать окружающее пространство, но и выступать как самостоятельный элемент дизайна. О том, как рождаются новые идеи в архитектуре, как освещение в офисе влияет на состояние сотрудников, и о том, способен ли свет моделировать поведенческие стереотипы людей рассказывает в интервью Юлий Борисов, учредитель и главный архитектор бюро UNK project, член Союза московских мрхитекторов, Московского союза дизайнеров, Московского архитектурного общества.

Инновационная архитектура сегодня – что лично вы вкладываете в это понятие? Какие идеи и проекты можно отнести к тем, что опережают свое время?

Офис UNK project

Юлий Борисов: Инновации рождаются тогда, когда архитекторы создают что-то новое под влиянием изменений, происходящих в жизни общества. Например, раньше все работали в небольших кабинетах, сейчас - в open-space, и это влияет на архитектуру, требует инноваций. С другой стороны, архитектура традиционна, наши жилища за тысячу лет принципиально не изменились. Сейчас очень развит термин «устойчивое развитие». Согласно этому понятию архитектура должна наносить минимальный вред окружающей среде. По этой логике самым инновационным и экологически чистым жильем можно признать избу. Ведь при ее строительстве используются возобновляемые материалы, которые легко утилизируются. Естественно, я утрирую. В действительности же в моем понимании здание с устойчивым развитием – это здание, которое способно до ста лет не устаревать ни физически, ни морально. Поэтому первый призыв к архитекторам: «Стройте хорошие здания, которые долго простоят и будут приносить пользу обществу!»

Какой подход к освещению вы использовали в своем офисе? Какие задачи светодизайна вы стремились решить?

Перед нами стояла непростая задача по превращению бывшего производственного помещения в комфортный офис, где свет был бы призван помочь сотрудникам в создании креативных решений и сосредоточенной работе над чертежами. Наш офис – визитная карточка бюро UNK project, поэтому при его оснащении нам было важно поддержать имидж инновационной компании, следящей за всеми тенденциями в сфере дизайна и экологического проектирования. Для решения этой задачи нам нужен был надежный и профессиональный партнер, поэтому мы выбрали компанию Philips. Освещение Philips не только позволило достичь максимальной эргономики и эффективности, но и создать уютное и комфортное место для работы, отдыха и встречи с клиентами.

Офис UNK project

В офисе UNK project мы используем так называемое театральное освещение c акцентировкой над определенными зонами. Это стимулирует рост творческой активности, а такжеповышаем качество среды, детализируем пространство. В большом зале используется отраженное от потолка освещение, самое комфортное из имеющихся в природе. Свет поступает равномерно сверху, при этом полностью отсутствуют блики. Свет – это механизм, который программирует людей, находящихся в пространстве, на определенные поведенческие стереотипы. Например, в переговорной использован акцентированный свет над столом, этим мы стремились максимально сблизить находящихся в комнате людей. В зоне Reception у нас установлены светодиодные источники освещения и светодиодная панель Philips, которая позволяет развлекать гостей, когда они ждут в приемной. Есть зона столовой с домашним освещением и лаундж-зона с динамической подсветкой, сценарий которой может по желанию изменить каждый сотрудник. Наконец, используется наружная динамична подсветка, которую также можно моделировать по настроению.

Офис UNK project

В своих проектах вы используете оборудование, отвечающее самым строгим нормам по энергосбережению и экологичности. В этой связи, расскажите, пожалуйста, об энергосберегающих решениях при освещении зданий. За счет чего возникает экономия?

Ю.Б.: Сегодня в офисах очевидна нехватка мощностей, соответственно, мы как проектировщики рекомендуем собственнику использовать источники с низким энергопотреблением.  Кроме того, в зданиях не хватает мощностей по холоду, а источники света являются мощным потоком тепла. Летом, когда жарко и работают источники света, может не хватить мощности кондиционеров. Эта проблема также решается при применении энергоэффективных источников света. Наконец, современные светильники служат дольше, их не надо часто менять. Но главное преимущество правильно выставленного света в том, что он повышает КПД людей, сотрудники меньше устают, им комфортнее работать. Поэтому в освещение имеет смысл вкладываться. Сегодня Philips предлагает множество решений освещения офиса светодиодами, богатство выбора, несомненно, удовлетворит самых капризных архитекторов и самых требовательных девелоперов.

Светодиодные светильники LumiStone, офис Pentagon

Есть ли понимание, при каком свете человек чувствует себя некомфортно?

Ю.Б.: Да, конечно. Например, одна крупная, всемирно известная компания, работающая в сфере быстрого питания, специально в своих заведениях устанавливает плохой свет. Человек может находиться там 15 минут, а потом его начинает что-то раздражать и он уходит. Это сделано специально, так как владельцу бизнеса важна быстрая оборачиваемость. При данном освещении использованы люминесцентные лампы с очень низкой цветопередачей и неправильной температурой, когда кожа выглядит зеленой. Кроме того, устанавливается определенная частота мигания лампочки, которую нельзя определить невооруженным взглядом, но организм ее ощущает и реагирует соответствующе. Кроме того, человеку очень некомфортно в помещении при равномерной заливке света и с отсутствием теней. Такой свет присутствует в офисах класса С, где применяются не очень качественные и самые дешевые источники света.

Какие современные тенденции в области светового дизайна в России и в мире вы считаете наиболее актуальными?

Ю.Б.: Сейчас, на мой взгляд, происходит очередная революция, связанная с использованием светодиодов (LED). И если еще несколько лет назад мы говорили о том, что это технология хорошая, правильная, но требует невероятно высоких первоначальных инвестиций, то сейчас наблюдается ежегодное снижение стоимости в 1,5 - 2 раза. Светодиоды потребляют значительно меньше электроэнергии, позволяют моделировать пространство. Мы можем «играть» цветом источников, менять направленность света и тонко его настраивать. Светодиоды позволили воплотить в жизнь такие дизайнерские решения, которые до этого считались невозможными.

Luminous textile, ресепшн офиса JLL, Москва

Инновационным решением являются также световые панели, которые сегодня встречаются нечасто, но уже спустя какое-то время будут использоваться повсеместно. Это своего рода универсальная вещь – и источник света, и плазменная панель. Например, если эти панели смонтировать на всю площадь потолка, то можно «транслировать» на них плывущие облака, создавая в офисе невероятный эффект и в то же время освещая помещение. Скоро даже в квартирах можно будет устанавливать подобные панели и одним щелчком менять «обои» по настроению. Уже сегодня Philips уже успешно предлагает подобные решения.

Расскажите, пожалуйста, о наиболее интересных ваших проектах.

Ю.Б.: Мы всегда ищем сложные проекты с каким-то внутренним конфликтом или проблемой. Например, мы выиграли проект инновационного центра «Сколково. Технопарк». Перед нами была поставлена задача при высокой плотности людей на квадратный метр и отсутствии зелени создать благоприятную среду. В результате мы разбили помещения на несколько плоскостей: на одном уровне – помещения с окнами, на другом – крыша с лужайками, где могут гулять люди, а на третьем – подъезд к зданию.

Сейчас мы работаем над очень интересным проектом: разрабатываем микрорайон эконом-класса, находящийся в области. Нам удалось с помощью архитектурных средств организовать среду, в которой люди будут жить не в пятиэтажных бараках, а в небольших таунхаусах, с разнообразными невысокими домами. При этом стоимость жилья останется по-прежнему невысокой.

Каким образом удалось сохранить цену?

Ю.Б.: Волшебники! (Смеется.) Все в жизни возможно, главное, чтобы была хорошая идея.

Другой, очень хороший проект – гостиница «Аэростар» на Ленинградском проспекте, советское здание 70-х годов прошлого века, которое надо было превратить в апарт-отель. Проблема была в том, что высота потолков во всех помещениях составляла 2, 40 м - это очень низко. В современных зданиях только на одни инженерные коммуникации требуется 40 - 60 см. Мы нашли способ, как можно частично увеличить высоту некоторых помещений и при этом сохранить полезную площадь здания. Мы разобрали перекрытия между двумя этажами гостиных, таким образом сделав основные помещения двухуровневыми. К тому же были убраны некоторые коридоры. Это не наш прием, мы подсмотрели его у конструктивистов. Вот такие объекты нам интересны.

Можно сделать вывод, что конструктивизм не ушел в историю, его наработки сегодня с успехом используются?

Ю.Б.: Конечно, более того, их популярность в России в будущем будет расти. В конструктивизме была как раз инновационность и он активно использовался на Западе.  К сожалению, у нас оборвалась эта традиция.

Юлий, известно, что в 1993 году на Всемирном конгрессе архитекторов впервые прозвучала мысль об ответственности архитекторов за качество жизни людей в искусственной, оторванной от природы среде современных городов. C тех пор в мировой архитектуре стали преобладать такие ценности, как энергоэффективность зданий, экологичность и общая эффективность всей архитектурной среды. Придерживаются ли российские архитекторы общемировых тенденций?

Светодиодные светильники Luxeon, Центр города, Гаага, Нидерланды

Ю.Б.: В Европе любые морализаторские постулаты стимулируются определенными условиями жизни общества. Например, энергоэффективность обусловлена дорогой энергетикой, комфортное жилье и офис, как правило,  лучше продаются. В России эти постулаты выполняются в основном по доброй воле архитекторов, инвесторов и девелоперов. Конечно, существуют определенные регламенты, стандарты и нормативы по освещению улиц, но они не решают всех вопросов. Например, в Москве сегодня существует проблема засветки неба, пересвеченности города. Мы будто соревнуемся с азиатскими городами, где каждая реклама на улице ярче предыдущей, а каждое здание сверкает, как кремлевская елка. В Европе, где приняты стандарты, не разрешающие направлять свет на небо, освещение гораздо деликатнее и мягче, используются отдельные акценты на архитектурно значимые объекты. Одно время в Европе было увлечение отраженным светом, фонари ставили снизу, а сверху – отражатель. Сейчас в своих проектах мы стараемся снижать уровень подсветки, применять меньшие по мощности источники света, стремимся к акцентному, а не заливочному свету. Необходимо поднимать общий уровень образованности и тактичности по отношению не только к своему объекту, но и к городу.

    Рассылка Forbes
    Самое важное о финансах, инвестициях, бизнесе и технологиях

    Мы в соцсетях:

    Мобильное приложение Forbes Russia на Android

    На сайте работает синтез речи

    иконка маруси

    Рассылка:

    Наименование издания: forbes.ru

    Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

    Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

    Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

    Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

    Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

    Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

    На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

    Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
    AO «АС Рус Медиа» · 2024
    16+