9 октября 2014 года на первом заседании Арбитражного суда Москвы по делу «Башнефти» представитель СКР попросил привлечь ведомство к рассмотрению дела в качестве третьей стороны и озвучил новое требование — о взыскании со структур АФК «Система» в пользу государства 190 млрд рублей. Именно столько, по оценке СКР, холдинг Владимира Евтушенкова получил в виде дивидендов от дочерней «Башнефти». Суд отклонил просьбу СКР, а Генпрокуратура не поддержала идею возврата дивидендов, но сам факт такого рода претензий не остался не замеченным инвесторами. Они заранее заложили в цену акций АФК «Система» возможное изъятие из компании огромной суммы наличности.
По подсчетам аналитиков Credit Suisse, «Башнефть» выплатила «Системе» $3,8 млрд дивидендов — ровно столько получается, если суммировать все выплаты, отраженные в отчетности холдинга по МСФО. (Эта сумма меньше, чем потребовал вернуть государству СКР. Вероятно, силовики посчитали также все дивиденды, выплаченные «Башнефтью» компании «Система Инвест», на 49% принадлежавшей самой «Башнефти».) По оценке Credit Suisse, если бы «Система» вернула государству дивиденды «Башнефти», то капитализация холдинга Евтушенкова упала бы примерно на такую же сумму, а ее дисконт к суммарной капитализации дочерних «Башнефти» и МТС увеличился до 70% (c 1 июля 2009 года по 16 сентября 2014-го дисконт составлял в среднем 45%). Именно так и произошло к концу сентября 2014 года, когда Арбитражный суд Москвы принял иск первого заместителя генпрокурора к АФК «Система» об истребовании пакета акций «Башнефти» в госсобственность.
История с дивидендами «Башнефти» подсказала Forbes идею нового рейтинга — самых щедрых компаний. Мы подсчитали для крупнейших публичных предприятий накопленную дивидендную доходность — отношение суммы выплаченных за все годы дивидендов к текущей капитализации. Проанализировав более 20 компаний, Forbes выбрал 15 с максимальной накопленной дивидендной доходностью. Кроме того, мы подсчитали, сколько наличных в виде дивидендов получили за все годы владения основные собственники компаний, а все они — завсегдатаи списка Forbes.
На пьедестале — металлургические компании. Чемпион — «Мечел», капитализация компании Игоря Зюзина ($400 млн) в пять раз меньше суммы выплаченных с 2003 года дивидендов ($2 млрд). «Мечел» занял первое место во многом благодаря тому, что капитализация обремененного огромными долгами предприятия упала в 60 раз с исторического максимума. На втором месте Магнитогорский металлургический комбинат с коэффициентом 1,5 ($3,3 млрд дивидендов при текущей капитализации $2,2 млрд), на третьем — Evraz с коэффициентом 1,29 ($4 млрд и $3,1 млрд соответственно). Первые пять компаний рейтинга стоят сейчас меньше той суммы, что уже выплатили акционерам, у остальных десяти этот коэффициент меньше 1.
Как выглядит картина в целом? За десять лет с 2004 по 2013 год включительно 15 компаний рейтинга выплатили акционерам $91 млрд дивидендов, а их совокупная капитализация на конец октября 2014 года составляла $163 млрд. Иными словами, накопленная дивидендная доходность за 10 лет составила 55,8%. Много это или мало? По подсчетам Credit Suisse, компании из индекса S&P 500 выплатили за эти же 10 лет $2,335 трлн дивидендов при совокупной капитализации $14,619 трлн, накопленная дивидендная доходность американских компаний составила 16%. Такая существенная разница по сравнению с Россией связана с текущей низкой стоимостью российского бизнеса из-за удручающего состояния фондового рынка после введения санкций и падением цен на нефть.
Что с личным зачетом? Больше всех дивидендов получил владелец НЛМК Владимир Лисин — $4,8 млрд в 2003–2013 годах. Компания могла себе позволить ежегодно выплачивать в среднем около 29% чистой прибыли в виде дивидендов, ведь долговая нагрузка НЛМК самая низкая в отрасли (чистый долг ни разу не превышал EBITDA в два раза). В 2014 году НЛМК стал мировым лидером среди металлургов по эффективности: рентабельность по EBITDA во II квартале 2014 года достигла 21% (для сравнения: в докризисном 2007-м было 44%). Основной собственник UC Rusal Олег Дерипаска получил дивиденды в размере $4 млрд, правда, было это в 2006–2008 годах, когда компания отдавала акционерам половину чистой прибыли. В 2009 году по договоренности с банками о реструктуризации долгов UC Rusal потерял возможность начислять дивиденды, пока его чистый долг не уменьшится до трех EBITDA. Третье место занял Алексей Мордашов, получивший от «Северстали» $3,6 млрд дивидендов. «У нас хорошая комбинация фундаментальных факторов. Свое сырье, растущий сильный рынок, высокоэффективные активы и хорошая команда», — говорил в интервью Forbes Мордашов.