По панамскому счету: почему законодатели не спешат закрывать свои офшоры
Курс на забвение
В России набирает обороты прокурорская кампания против муниципальных депутатов, не отчитавшихся о доходах или нарушивших сроки представления деклараций. К 15 июня мандатов лишились уже 52 депутата земских собраний 12 регионов. Антикоррупционная проверка сельских депутатов носит образцово-показательный характер, в то время как на раскрытие информации об офшорах федеральных чиновников и парламентариев внятной реакции властей так и не последовало. Эти данные содержатся среди 11,5 млн файлов панамской юридической компании Mossack Fonseca, полученных от неизвестного источника и обнародованных Международным журналистским консорциумом (ICIJ).
Курс Кремля на деофшоризацию экономики и национализацию элит поставил политиков и чиновников перед выбором: либо власть, либо бизнес за границей. Весной 2013 года Госдума единогласно приняла закон, запрещающий парламентариям, чиновникам, судьям и силовикам иметь счета в зарубежных банках, ценные бумаги и доли в иностранных компаниях. Закон вступил в силу 14 мая 2013 года, на избавление от иностранных активов отводилось три месяца. Для депутатов и сенаторов нарушение запрета грозило досрочным прекращением полномочий. Но, как выяснилось из внутренних документов Mossack Fonseca, выбор смогли сделать не все.
Официальная реакция органов, отвечающих за борьбу с коррупцией, оказалась весьма сдержанной. Через два дня после выхода расследования ICIJ Генпрокуратура России объявила, что проверит опубликованную в СМИ информацию об офшорах. В конце апреля генпрокурор Юрий Чайка заявил, что в рамках проверки Россия направила запрос властям Панамы. Он также отметил, что проверка находится в начальной стадии и пообещал опубликовать ее результаты.
Пресс-секретарь президента Дмитрий Песков назвал появившиеся публикации об офшорах информационной атакой против «нашей страны и лично президента Путина» в преддверии выборов. «Информация достоверная, такое впечатление, что ее готовили даже не журналисты, а, скорее всего, юристы», — так «панамское досье» оценил сам Владимир Путин. При этом «достоверная информация» об офшорах российских чиновников и политиков практически не распространялась ни в прессе, ни на телевидении (про то, как российские СМИ освещали офшорный скандал в первый день, можно прочитать в материале РБК «Государственные СМИ не заметили расследования об офшорах друзей Путина»). Исключение — газета «Ведомости», которая выпустила свое расследование одновременно с «Новой», и РБК, который подробно рассказал про расследование ICIJ (в том числе в тексте с центра первой полосы). Оба издания внимательно следили за развитием офшорного скандала и публиковали тексты на основе базы ICIJ.
Обнаруженные в «панамском архиве» парламентарии либо заверили журналистов, что избавились от компаний до принятия закона, либо заявили, что никогда не владели офшорами. В комиссии Госдумы и Совета Федерации (СФ) по контролю над достоверностью сведений о доходах запросы по поводу офшоров не поступали. Но в конце мая стало известно, что единоросс Михаил Слипенчук, фигурировавший в расследовании ICIJ, снял свою кандидатуру с праймериз «Единой России», и, вероятнее всего, не попадет в предвыборные списки партии. А в начале июня в ЛДПР решили не включать в предвыборные списки депутата Игоря Ананских — из-за упоминания в «панамских документах» и скандала с его незадекларированной недвижимостью в Майами.
- 56% граждан России не имеют представления о содержании документов «панамского досье»
- 43% слышали об «утечке» документов, но только 14% заявили об интересе к данной теме
- 34% респондентов из тех, кто знает о скандале с офшорами, считают, что цель расследования — дискредитация президента России Владимира Путина
- 37% из тех, кто слышал про «панамский архив», уверены, что публикация его материалов не будет иметь в России никаких последствий
По данным опроса “Левада-центра” от 22-25 апреля
Законодатели, похожие на бенефициаров
В базе Offshore Leaks, в которую Международный журналистский консорциум добавил данные из документов панамской юридической фирмы Mossack Fonseca, сейчас содержится информация о 320 000 офшорных компаниях. Первая часть архива была образована в 2013 году из «утечки» закрытой информации регистраторов Commonwealth Trust Limited с Британских Виргинских островов и Portcullis TrustNet из Сингапура и содержала данные о 100 000 офшорах, действительные на 2010 год. Новая «панамская» порция актуальна на 2015 год.
Forbes внимательно изучил базу и среди 11 516 связанных с Россией компаний обнаружил более 50 офшоров, которые могут быть связаны с 29 парламентариями. Судьба половины этих компаний неизвестна после 2010 года, либо они были ликвидированы до принятия закона, запретившего госслужащим и парламентариям иметь иностранные активы. Например, в «панамских документах» упоминается Лариса Бушмина — так же зовут супругу вице-спикера СФ Евгения Бушмина. Зарегистрированная на нее компания Fore Consults Corporation была создана еще в 1998 году и перестала функционировать в октябре 2012 года. А тезки самого богатого коммуниста Сергея Муравленко и его жены Нины владели офшором Auger Int’l Ltd., активным с 2000 по 2010 год. Этой компании принадлежало 99% ЗАО «Русское лесопромышленное партнерство», которое к концу 2012 года вышло из уставного капитала шести дочерних компаний и через год было ликвидировано.
Большинство законодателей предпочитает юрисдикцию Британских Виргинских островов — там было зарегистрировано 19 компаний, еще одна — на Багамах. Самыми деловыми оказались единороссы — в нашем списке семь тезок членов этой партии. 13 компаний, по данным базы, продолжали действовать по состоянию на декабрь 2015 — март 2016 года.
По типу контроля над иностранной компанией попавших в итоговый список членов Федерального собрания можно разделить на три группы:
1) Сам себе бенефициар. Некоторых парламентариев можно заподозрить в смелом бойкоте принятого ими же закона. Так, тезка сенатора от Ингушетии Ахмета Паланкоева является совладельцем трех офшоров. Депутаты-единороссы Виктор Звагельский и Михаил Слипенчук не оспаривают связь с иностранными компаниями, но утверждают, что продали пакеты в них до принятия закона. А депутаты Игорь Ананских (ЛДПР) и Дмитрий Вороненков (КПРФ) настаивают, что информация о имеющихся у них офшорах — «ерунда», «чушь», «вранье и происки спецслужб Запада».
2) Брачный офшор. Обычай парламентариев передавать бизнес и дорогостоящие активы супругам может распространяться и на офшоры, что, правда, их не легализует. Несмотря на это, в «панамских документах» обнаружилась действующая компания Telscombe Investments Limited Серафимы Александровой — так же зовут жену сенатора Алексея Александрова.
3) Клановая экономика. Некоторые из итогового списка формально закон не нарушают — офшоры числятся за их совершеннолетними детьми или родителями, а закон распространяет запрет только на супругов и несовершеннолетних детей. Но по косвенным признакам можно предположить, что парламентарий продолжил ими распоряжаться и/или получать доход. В материалах Mossack Fonseca есть информация как минимум о двух дочерях парламентариев, за которыми числятся офшорные компании. Депутат-единоросс Андрей Бабаков владел компанией АED International с 2007 по 2011 год, а затем передал 100% акций своей 23-летней дочери Ольге. А Мария Капт-Голушко, дочь сенатора от Омской области Андрея Голушко, всего на несколько лет старше, чем принадлежащая ей Vitafin Limited (зарегистрирована в 1997 году).
Родственники могут быть и реальными партнерами по бизнесу, как, например, в случае с депутатом Сергеем Вайнштейном. Человек по имени Евгений Вайнштейн (так зовут отца-бизнесмена депутата), по данным «панамских документов», является совладельцем Elmex Holdings S.A., недавно купившей два завода металлоконструкций у компании, подконтрольной Вайнштейну-младшему. У депутата и миллиардера Андрея Скоча все наоборот — о бизнесе младшего партнера Алишера Усманова известно всем, но главное — соблюсти формальности. Официально он занимался бизнесом до 1999 года, а перед тем как стать депутатом, передал 30% «Металлоинвеста» отцу — Владимиру Скочу, 1933 года рождения. На него же, согласно документам Mossack Fonseca, оформлены доли в восьми виргинских компаниях, совладельцем которых является Алишер Усманов.
Подробнее про офшоры и их связи с тезками российских депутатов и сенаторов — в материале «Верхняя и Нижняя Панама: 20 офшоров Федерального собрания».