Нут, погоди: почему в России стали сеять меньше пшеницы и ячменя
В России сокращаются площади под зерновыми. Растениеводческий сектор неповоротлив и от него не стоит ожидать быстрых изменений, но последние годы демонстрируют новые тенденции, которые, как говорят собеседники Forbes, в дальнейшем будут только укрепляться.
Посевы зерновых и зернобобовых культур в этом году, по данным Росстата, заняли на 4% меньше, чем в 2023-м, — 46,127 млн га, из них пшеница — 28,506 млн га (-4,2%), ячмень — 6,96 млн га (-12,9%), рожь — 668 000 га (-19,8%). Выросли только площади под тритикале (гибрид ржи и пшеницы) — на 1,7%, до 101 000 га. Так что снижение площадей, отмечают собеседники Forbes, в первую очередь связано именно с меньшими площадями сева пшеницы — они сократились почти на 1,2 млн га.
Доля зерновых и зернобобовых в посевной площади, по информации RUSEED, в этом году оказалась ниже, чем даже в 2010-м году (57% против 58,8%). Максимальный показатель последних лет пришелся на 2020 год, тогда культуры заняли 59,9%, затем шло снижение.
Причина в том, что есть более выгодные и востребованные растения. Впрочем, совсем отказаться от зерна нельзя, предупреждают эксперты. Зерновые культуры, несмотря на растущую рентабельность альтернативных культур, играют ключевую роль в сельскохозяйственном производстве, их доля остается в целом стабильной, комментирует управляющий партнер RUSEED Марк Гехт. «Убрать зерно из севооборота не получится, а переключиться на совсем другие культуры и выращивать, например, больше картофеля и овощей производители не смогут, так как они требуют куда больших затрат», — говорит независимый эксперт зернового рынка Александр Корбут. Зерновые культуры сохранят значимую долю в структуре посевных площадей, так как остаются основным элементом продовольственной безопасности и сельскохозяйственного производства, заключает Гехт.
Но тренд замены зерновых на другие культуры, по словам Корбута, есть и он установился надолго по одной простой причине — смены курса аграрной политики государства, отмены пошлин и других мер не происходит, а значит, ждать роста рентабельности не приходится. Поэтому выгодно переключаться на другие культуры.
«Рост мощностей по переработке масличных, как и потребность мирового рынка в поставщиках зернобобовых, не безграничен, но в ближайшие годы российские аграрии смогут заменить еще несколько миллионов гектаров зерновых на эти и другие альтернативные культуры», — считает Корбут. Существующие перерабатывающие мощности загружены максимум на 80%, знает аналитик OleoScope Лилия Варыгина, а впереди строительство масштабных объектов в области переработки. «Увеличение перерабатывающих мощностей повысит внутренний спрос на сырье, так что мы рассчитываем на дальнейшее увеличение площадей под масличными», — говорит она.
Сбор зерна в 2024-2025 сельхозгоду, согласно последнему отчету Центра ценовых индексов (ЦЦИ), составит 128,8 млн т. Производство пшеницы «СовЭкон» оценивает в 82,9 млн т (- 11% по сравнению с прошлым сезоном). Прогноз Института конъюнктуры аграрного рынка (ИКАР) — 129,5 млн т зерна и 83,8 млн т пшеницы. Урожай масличных Минсельхоз и «Русагротранс» оценивают в 28 млн т. Прогноз сбора масличных OleoScope, сообщает Варыгина, порядка 29 млн т, из них подсолнечник — 15,8 млн т, рапс — 5 млн, соя — 7,2 млн, масличный лен — 1,27 млн.
Не ценный груз
И на мировом рынке, и внутри страны цены на зерно уже давно снижаются.
По состоянию на 9 августа, согласно данным аналитического центра «Русагротранса», экспортные цены на российскую пшеницу с протеином 12,5% и поставкой в августе-сентябре были на уровне около $220 за тонну FOB (-$2/т к прошлой неделе). «Хотя цены на физическом рынке в странах-конкурентах росли, цена на французскую пшеницу укрепилась до $242/т (+$2/т), германскую — до $248/т (+$5/т), американскую — $218/т (+$7/т)», — отметили в «Русагротрансе».
Сезон вообще начался с обвала цен: с июня по июль отечественная пшеница с протеином 12,5% в глубоководных портах подешевела до 15 250 рублей за тонну (менее $173 за тонну на тот период без НДС), сообщал «СовЭкон», что стало самым значимым снижением с сентября 2023 года.
Внутренние цены на первую неделю августа, по данным «ПроЗерно», при самовывозе с элеваторов составили на пшеницу 3-го класса 15 405 рублей за тонну ($175,1 за тонну), 4-го класса — 13 845 рублей за тонну ($156,3 за тонну), фуражную пшеницу — 12 425 рублей за тонну ($141,2 за тонну).
Рентабельность производства зерна в России отрицательная, сообщил президент Российского зернового союза Аркадий Злочевский, в среднем по стране она составляет -1%, хотя очень разнится по регионам. Например, Кубань остается в плюсе, а Ростов уже перемещается в убыточную зону — как и Урал, Поволжье и часть Центральной России.
Цены падают, но себестоимость выращивания зерна растет, отмечает Злочевский. В этом году на аграриях сильно отразилось падение урожайности ввиду гибели части посевов во время весенних заморозков, и эти потери далеко не во всех случаях компенсируются страховыми выплатами. В 2025 году себестоимость озимого сева еще увеличится на 20-40%, в первую очередь из-за роста затрат сельхозпроизводителей на горюче-смазочные материалы (с 1 июля в некоторых регионах стоимость топлива повысилась с 56 000 до 63 000-70 000 рублей за тонну) и на удобрения (на 15-20% за последний год). Средств, знает Злочевский, у аграриев мало, и физически удержать площади под зерновыми на уровне прошлого года не получится.
Более оптимистичный прогноз приводит Корбут. «Рост затрат на сев озимых для многих аграриев может составить 10-12%. Правда, из-за дефицита средств идет упрощение технологий, оптимизация процессов дает сэкономить, но ведет к заведомо худшему результату по сбору», — говорит эксперт. Он напоминает, впрочем, что себестоимость производства тонны зерновых, зернобобовых и масличных культур различается не сильно, так что рост себестоимости ударит не только по производителям зерна.
Денежные культуры
Площади под зернобобовыми, в частности нутом и чечевицей, а также под соей и рапсом в этом году рекордные, отмечает генеральный директор ИКАР Дмитрий Рылько. Суммарная площадь под нутом и чечевицей, согласно подсчетам ИКАР, составляет свыше 1,5 млн га, это примерно на 610 000 га больше рекордного показателя прошлого года (рост 68%). Площади под горохом, по данным Росстата, увеличились на 16,9%, до 2,221 млн га, в целом под зернобобовыми — на 32,3%, до 3,913 млн га.
Под масличными культурами, по информации Росстата, площади выросли на 7,1%, до 18,86 млн га. Чуть меньше аграрии отдали под подсолнечник (- 0,6%, 9,755 млн га), зато «расширились» соя — 4,294 млн га (+18,4%) и рапс — 2,726 млн га (+29,3%), показав новый рекорд сева. Доля подсолнечника и соевых бобов в посевной площади, по информации RUSEED, растет последние 10 лет. Если, например, в 2018 году они занимали 10,2% и 3,7% соответственно, то в 2024-м — уже 12,4% и 4,8%.
Помимо зернобобовых и масличных, интерес представляет люпин, знает Корбут, причем его выращивают не только на семена, но и на сено, которое обладает хорошим экспортным потенциалом.
«Рост площадей под зернобобовыми и развитие их экспорта — следствие мировой конъюнктуры прошлого сезона, — считает Корбут. — Например, худший, чем обычно, урожай Канады взвинтил цены, сделав разницу между реализацией зерновых с одной стороной и чечевицы и нута — с другой более существенной».
«С начала года цена на подсолнечник растет на 20,2%, в конце июля она доходила до 40 000 рублей за тонну, сейчас наблюдается некоторое снижение в преддверии неплохого урожая — стоимость фиксируется на уровне 32 000-33 000 рублей за тонну», — рассказывает Варыгина. Если упрощенно сравнить цены на масличные с ценами на зерновые, то при сопоставимой себестоимости первые почти вдвое дороже вторых. На конец июля, по данным Oleo, соя торговалась в среднем по 50 000 рублей за тонну (более $560 за тонну), рапс — 34 700-40 000 рублей за тонну ($390-450 за тонну) в зависимости от федерального округа. По словам Рылько, стоимость нута и красной чечевицы находится в пределах $580-590 за тонну (FOB Азовское море), зеленая чечевица еще дороже — от $900 за тонну, тогда как горох — $295 за тонну.
Рентабельность масличных культур, по оценке RUSEED, остается выше, чем у зерновых, благодаря растущему, особенно на растительные масла на мировом рынке, спросу, указывает Гехт. В сезоне 2024-2025 ожидается увеличение доходности производства рапса и сои до 39-42%, подсолнечника — до 50%.
Экспорт масел весьма привлекателен, а внутри страны востребованы шроты, составляющие основу кормовой базы сельскохозяйственных животных, рассказывает заместитель гендиректора агрохолдинга «ЭкоНива» (входит в ГК «ЭкоНива») Михаил Матвеенко. «ЭкоНива» увеличивает площади сева масличных культур (только в этом году на 10%), в том числе сои собственной селекции, и в будущем рост продолжится.
Рентабельность выращивания зернобобовых в 2023 году, согласно данным Росстата, достигла 25,26%. Помимо хорошей доходности, эти культуры дают возможность разнообразить севооборот и улучшить фитосанитарное состояние почвы, рассказал Forbes источник в одном из крупных агрохолдингов юга России, не пожелавший увидеть свое имя и название своей компании опубликованными. Зернобобовые обогащают почву азотом, они лучшие предшественники для озимой пшеницы, которая является в России основной производственной культурой. «Последние годы мы наращиваем площади под зернобобовыми, в том числе под горохом и нутом», — сообщил топ-менеджер агрохолдинга.
Хотя без ограничений и определенных рисков не обходится. «Популярность нишевых культур растет благодаря разнообразию рыночных ниш, поддержке государства и возможностям сбыта на внутреннем и внешнем рынках, — перечисляет Гехт, —однако они остаются рентабельными только до тех пор, пока сохраняют свой статус нишевых культур. По мере увеличения их популярности и расширения посевных площадей рентабельность будет снижаться из-за насыщения рынка».
Проблем с зернобобовыми не меньше, чем с зерновыми, указывает Рылько. «В этом году серьезные трудности аграриям доставила погода, — рассказывает эксперт. — В Западной Сибири из-за дождей могут не получить чечевицу хорошего качества, обильные осадки отразятся и на урожае гороха в различных регионах страны. На урожай бобов влияет огромное количество факторов, он нестабилен, как и их стоимость на мировом рынке. При этом себестоимость выращивания того же гороха примерно соответствует показателям по основным зерновым или чуть ниже их».
Сбыт на внешних рынках
Основной потенциал развития кроется именно в поставках масличных и зернобобовых на внешние рынки, считают собеседники Forbes.
Только за четыре месяца 2024 года российский экспорт зернобобовых, по данным «Агроэкспорта», вырос в 2,2 раза и составил более 1,2 млн т. Драйвером остается именно горох — за указанный период его поставки выросли почти в 3 раза и превысили 1,1 млн т. Основными покупателями стали Индия, Китай и Турция. Правда, Китай менее активно в этом году, не в пример успехам 2023-го, закупает российскую агропродукцию, отмечает Дмитрий Рылько, но считает, что это связано с не лучшим состоянием экономики этой страны.
Экспорт растительных масел за семь месяцев 2024 года составил 4,52 млн т, что на 13% больше по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, сообщает Варыгина. С января по июль объемы вывоза подсолнечного масла увеличились на 31%, до 3,44 млн т, его доля в структуре экспорта растительных масел составила более 75%. Основные покупатели — Индия (1,28 млн т), Турция (483 000 т) и Китай (429 000 т).
Экспорт соевого масла за январь — июль 2024 года вырос на 24%, до 453 000 т. Лидером по закупкам соевого масла является Алжир (183 000 т). Вывоз рапсового масла за рассматриваемый период составил 623 000 т (–36% к аналогичному периоду прошлого года). Более 85% было отправлено в Китай.
В 2023-2024 финансовом году Индия импортировала более 3 млн т подсолнечного масла, Россия из них поставила 1,12 млн т (35,49%). «В настоящее время Россия является крупнейшим поставщиком подсолнечного масла в Индию и Китай, прогнозируется и дальнейший рост экспорта в этих направлениях. Российское масло может занять 38-40% общего объема индийского импорта», — утверждает Варыгина.
«Россия уже заявила о себе как о перспективном поставщике масел и зернобобовых, — оптимистичен Корбут. — Даже при сокращении импорта, например, Индией и ограничениях при работе с Европой перспективными для чечевицы и нута будут Турция, а также страны Африки и Латинской Америки».
Спрос на чечевицу на мировом рынке только растет, говорит основатель международной агроторговой компании AGS Аким Талибов. Общий объем мировой торговли этой зернобобовой культурой достигает 7–8 млн т в год, из которых 1,5–2 млн т приходится на зеленую чечевицу и до 3 млн т — на красную. Основные потребители чечевицы — страны Азии, арабские и некоторые африканские страны, такие как Тунис, Египет, Алжир. «За последние пять–шесть лет в России значительно увеличилось производство чечевицы, страна заняла четвертое место среди экспортеров-производителей после Канады, Австралии и США», — рассказывает Талибов. В число основных поставщиков также входят Турция и Объединенные Арабские Эмираты.
Одним из основных факторов, которые повлияли на рост экспорта, говорит топ-менеджер, стало открытие рынка Индии в 2022 году. По прогнозам, спрос Индии на импорт бобовых продолжит расти. В этом году стране потребуется импортировать 1,5 млн т чечевицы для удовлетворения внутренних потребностей. Гороха и нута Индия планирует завозить еще больше, чем ранее, отмечал председатель Индийской ассоциации производителей и импортеров зерновых и зернобобовых культур (IPGA) Бимал Котари в конце мая.
Завоевание рынков не происходит без уступок. «Пока основная проблема — низкая цена российских продуктов по сравнению с продукцией Канады или Австралии. В среднем дисконт может составлять $20-30 за тонну. Причины этого могут быть в несоответствии требованиям по качеству или недостаточном знании продукта в стране-импортере», — объясняет Талибов.
«Но пока цены нового сезона на различные культуры только начинают складываться, влияние на них окажет урожай в Канаде, а также политика Индии, крупнейшего импортера», — отмечает Рылько.