К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего броузера.

Птичка на игле: российские аграрии боятся остаться без импортных ветеринарных вакцин

Фото Agvi Firdaus / Zuma / TASS
Фото Agvi Firdaus / Zuma / TASS
Россия наращивает собственное производство вакцин для сельскохозяйственных животных и птиц, однако пока волнений у компаний мясного сектора меньше не становится. Импорт закрывает значимую часть потребностей, но судьба поставок из-за рубежа до конца не ясна, а отечественная фарма выпускает вакцины далеко не от всех болезней. Особенно остро проблема стоит у птицеводческих хозяйств

По данным Минсельхоза, обеспеченность российского животноводства и птицеводства отечественными вакцинами в 2023 году составила 30%, к 2030 году она должна достигнуть 47%. Всего в России зарегистрированы 297 импортных и 319 отечественных вакцин для животных, из них для птицеводства используются 117 и 73 соответственно, приводит данные кандидат ветеринарных наук, независимый эксперт по птицеводству Эдуард Маилян. По его оценке, из 50 наиболее популярных и востребованных наименований живых и инактивированных вакцин для птицеводства на конец 2023 года 23 вакцины в России не производятся совсем (некоторые находятся на стадии разработки), 16 вакцин требуют наращивания производства, лишь по 11 вакцинам объемы удовлетворяют потребностям предприятий.

Общий же объем рынка ветеринарных вакцин в России, включая поставки иностранных препаратов в 18,3 млрд доз в натуральном объеме, в прошлом году составил 39,3 млрд доз, подсчитали аналитики компании RNC Pharma, с данными которых ознакомился Forbes.

При такой существенной зависимости от импорта ситуация для животноводов осложняется тем, что доступ к вакцинам иностранного производства постоянно усложняется. 

 
Telegram-канал Forbes.Russia
Канал о бизнесе, финансах, экономике и стиле жизни
Подписаться

Труднодоступный импорт

Снижению доступности импортных ветеринарных вакцин способствовали и действия иностранных производителей, и российское законодательство, говорят собеседники Forbes.

С 1 сентября прошлого года изменился порядок доступа импортируемых ветпрепаратов на российский рынок, напоминает исполнительный директор Ассоциации ветеринарных фармацевтических производителей Семен Жаворонков. «С этого момента российский сертификат соответствия GMP нужен уже не только для регистрации препаратов, но и для каждой новой поставки, — объясняет он. — В прошлом году доступными должны были остаться поставки 180 препаратов, но к маю 2024 года этот показатель не был достигнут. Для сравнения: в 2022 году в России был доступен ассортимент более чем из 700 ветпрепаратов зарубежного производства, в том числе более 220 вакцин».

 

«Новые правила по факту обязали всех иностранных производителей иммунобиологических средств пройти сертификацию на соответствие российским правилам надлежащей производственной практики (GMP, Good Manufacturing Practice) и предоставить свои вакцинные штаммы для депонирования в России, — добавляет независимый эксперт Маилян. — А для некоторых предоставление штамма равноценно раскрытию коммерческой тайны, так, как по сути, после передачи материала вакцину могут начать производить и без участия компании».

Между получением российского сертификата GMP и возобновлением поставок проходит много времени, отмечает Жаворонков. «Из имеющейся практики можно говорить минимум о шести месяцах, — подчеркивает он. — Поскольку 1 сентября [2023 года] поставки стали невозможны, предприятия не смогли запланировать производство необходимых продуктов, из-за этого восстановление занимает больше времени, чем нужно на доставку и проведение дополнительных испытаний, также предусмотренных новой процедурой ввода ветпрепаратов в гражданский оборот».

Зарубежные производители, чьи вакцины активно использовались в России до недавнего времени, начали покидать рынок еще до введения новых правил, в 2022 году. Маилян, ссылаясь на данные таможенной статистики, напоминает, что в 2022-м в Россию было импортировано 24,43 млрд доз вакцин для птицеводства от 13 компаний: Phibro/Abic, BoehringerIngelheim, Elanco, Hipra, Ceva, Biovac, Arkolabs, MSD, Bioveta, Zoetis, Biovet/Huvepharma, Biopharm, Komipharm. Но уже в 2023 году среди выбывших оказались такие мировые лидеры по производству вакцин, как Intervet/MSD, Zoetis, BoehringerIngelheim/Merial, Elanco/LAH/Avipro и пр. «Но даже у прошедших сертификацию GMP компаний из-за санкционного давления усложнился импорт, например у Hipra и CevaSantéAnimale», — добавляет эксперт.

 

Среди незаменимых на данный момент вакцин Маилян называет векторные вакцины против инфекционной бурсальной болезни, болезни Ньюкасла, инфекционного ларинготрахеита , низко- и высокопатогенного гриппа птиц, вакцины против болезни Марека серотипов 1+3, метапневмовирусной инфекции / инфекционного ринотрахеита (МПВИ/ИРТ), вирусной анемии цыплят (ВАЦ), геморрагического энтерита индеек и другие, в том числе против бактериальных и паразитарных заболеваний. «В результате на российском рынке стали недоступны важные лекарственные средства», —  заключает Маилян. 

Цыплята в беде

Ситуация с вакцинацией у животноводов и птицеводов парадоксальная: с одной стороны, в моменте все действующие предприятия вакцинами обеспечены, но с другой — труднодоступность препаратов уже создает риски, которые будут только нарастать со временем, говорят собеседники Forbes.

Федеральные и местные власти регулярно опрашивают животноводческие и птицеводческие предприятия, в том числе по поводу наличия ветпрепаратов, прежде всего вакцин. «И ответ предсказуем: конечно, на предприятиях всегда есть вакцины, так как если вовремя не провакцинировать животных, то и предприятие можно закрывать, — говорит Жаворонков из Ассоциации ветеринарных фармацевтических производителей. — Но, к сожалению, никто не интересуется, насколько оптимистично хозяйства смотрят на перспективу приобретения всего спектра необходимых им вакцин, скажем, через три месяца. А вот здесь начинаются отличия: у кого-то еще есть запасы, кто-то экспериментирует и переходит на другие доступные аналоги, кто-то использует, как и раньше, препараты отечественного производства». 

Уже сейчас отмечается дефицит эффективных вакцин, он может привести к снижению производственных показателей в секторе птицеводства, считает независимый эксперт Маилян. Например, предприятия начинают испытывать нехватку вакцин от болезни Ньюкасла, добавляет кандидат биологических наук, заведующий сектором молекулярной биологии СФНЦА РАН Василий Афонюшкин. «В России она тоже выпускается, но, опять же, на всех объемов не хватает, — поясняет эксперт. — Это лишь один пример, и при дальнейшем ограничении поступления импортных вакцин до достижения значимых успехов в отечественной ветфарме последствия для предприятий могут быть катастрофическими».

Проблемы уже видны. «В I квартале этого года мы увидели небольшое сокращение производства мяса птицы, которые произошло из-за снижения плотности посадки цыплят несколькими крупными компаниями для корректировки спада продуктивности вследствие недостатка эффективных вакцин в прошлом году», — комментирует президент консалтинговой компании Agrifood Strategies Альберт Давлеев. Трудности с производством ввиду недостатка вакцин отмечались и в прошлом году. Неустойчивое обеспечение отрасли необходимыми препаратами отразилось на результатах работы мясной отрасли, сообщал глава Национальной мясной ассоциации Сергей Юшин. Невовремя и не в полном объеме поставленные вакцины ведут к перебоям с поставками мяса курицы, предупреждали производители. 

 

С приобретением импортных вакцин в настоящее время есть определенные сложности, констатирует директор по производству компании «Агроэко» Евгений Найденов. «Доступность импортных вакцин сильно сократилась, а отечественные поставщики, к сожалению, не успевают за растущим спросом на их продукцию по причине ограниченности производственных мощностей», — подтверждают в пресс-службе «Черкизово». Особенно сильно, по словам представителя компании, ощущается дефицит векторных вакцин для птицеводства и ряда вакцин, у которых сегодня в России нет аналогов. 

Ветеринарные затраты занимают в себестоимости продукции птицеводства от 3% до 5%, включая 1,5-2% на вакцины, отмечает Маилян, однако экономический эффект, зависящий от их качества и технологии применения, особенно на фоне циркуляции на поголовье высоковирулентных возбудителей, намного серьезнее. «Непредсказуемо высокий падеж и выбраковка, вторичные бактериальные инфекции, потоки антибиотиков, снижение категорийности, качества и безопасности продукции — вот далеко не полный список последствий применения недостаточного количества или низкого качества вакцин», — поясняет Маилян.

Серая зона

Одним из вариантов обеспечения вакцинами стал параллельный импорт, который ряд собеседников Forbes называют серым.

Отсутствие на рынке необходимого количества востребованных и эффективных вакцин провоцирует рост серого рынка биопрепаратов и цен на них, отмечает Маилян. «Вопрос безопасности вакцин становится все актуальнее, — предупреждает Афонюшкин из СФНЦА РАН. — Нехватка востребованных импортных препаратов и недостаточный объем отечественных приводят к появлению контрафакта, на рынке обнаруживается все больше некачественной продукции». 

 

«Но надо учитывать, что активизировался параллельный импорт, партии вакцин при содействии Минсельхоза завозятся по заявкам отдельных предприятий», — указывает Маилян. Правда, подобный путь решения имеет свои риски и затрудняет оценку реального дефицита препаратов. «Проблема глобальна, — сетует в разговоре с Forbes представитель одной из птицефабрик Сибири. — Мы действительно лишились возможности приобретать импортные препараты, благодаря которым удавалось поддерживать нужные нам показатели производительности, а альтернатив на российским рынке нет — мы оказались к такому не готовы. И единственный вариант — параллельный, он же серый, импорт. Но это, сами понимаете, нестабильно и вообще опасно, можно попасть под статью». По его словам, нехватка вакцин тем сильнее отражается на предприятиях, чем хуже эпизоотическая ситуация в конкретном регионе. «Вероятно, со временем замену части европейских вакцин удастся подобрать из ассортимента производителей Китая или Южной Кореи, — надеется Афонюшкин. — Пока же, помимо серого импорта, возможностей закупить зарубежные препараты у компаний действительно не остается».

Стараемся, но не справляемся

Российские производители ветеринарных вакцин демонстрируют определенные успехи, но полностью покрыть потребности отрасли ни по ассортименту, ни по объемам производства они пока не могут, говорят собеседники Forbes.

В 2023 году российские производители выпустили 19,3 млрд доз ветеринарных вакцин — на 3 млрд доз больше, чем в 2022-м, а также на 5 млрд доз больше, чем в 2021-м. Основные компании-производители в России — «НПП «Авивак», ФКП «Щелковский биокомбинат» и Федеральный центр охраны здоровья животных (ФГБУ «ВНИИЗЖ» Россельхознадзора). Производство птичьих вакцин двумя российскими биофабриками( ФГБУ «ВНИИЗЖ» и НПП «АВИВАК») в прошлом году составило 18,4 млрд доз, информирует Маилян, что демонстрирует почти троекратное увеличение объемов к 2021 году (6,76 млрд доз). «Авивак» по итогам 2024 года планирует нарастить объем производства ветфармпродукции на 31% по сравнению с 2021-м, ФКП «Щелковский биокомбинат» — в 10 раз, а ФГБУ «ВНИИЗЖ» Россельхознадзора — в пять раз по сравнению показателем двухгодичной давности. 

Согласно опросу, проведенному Ассоциацией ветеринарных фармацевтических производителей (АВФАРМ) среди производителей мяса, последние сомневаются, что российские аналоги справятся лучше, чем зарубежные вакцины. К тому же не всегда импортную вакцину можно заменить отечественной с однократным введением, приходится вводить вакцины несколько раз, что дорого, стрессово для животных, да и вообще не всегда возможно. 

 

Далеко не все отечественные вакцины соответствуют требуемому уровню качества по таким показателям, как антигенная активность и ее стабильность при хранении, реактогенность, иммуногенность и протективность. «При их применении эксперты и потребители периодически отмечают нестабильный результат», — говорит Маилян. 

«Насколько реально конкурентны отечественные вакцины, сказать однозначно трудно, — сомневается Жаворонков из АВФАРМ. — Часто можно услышать тезис о более активном маркетинге международных производителей. Но маркетинг — лишь незначительная часть работы, настоящая работа — доказать результативность препаратов на практике, обеспечить высокие экономические показатели сельхозпроизводства и сохранность поголовья. Здесь на результат объективно работают уже характеристики препаратов».

Производители все же используют российские вакцины, но у всех собеседников Forbes на долю отечественных препаратов приходится не более 50% от общего объема.

«Если считать соотношение доли импортных и российских вакцин, исходя из количества используемых доз, то у нас оно составляет примерно 50/50», — говорит директор департамента свиноводства и кормопроизводства ГК «Агропромкомплектация» Юрий Дьяченко. По его словам, в будущем планируется изменить это соотношение в пользу российских препаратов, но только после того, как его компания протестирует использование новых вакцин.

 

«Мы применяем вакцины как импортного, так и отечественного производства, — говорит Найденов из «Агроэко». — Что касается отечественных вакцин, не все аналоги необходимых препаратов доступны в достаточном объеме, кроме того, пока их качество уступает импортным. Доля импортных вакцин, используемая нами, в настоящее время составляет большую часть. Наиболее важными для нас остаются противовирусные и противобактериальные вакцины для свиноматок, а также вакцины против цирковируса для поросят».

«Сегодня более 50% используемых нами вакцин — отечественного производства, — рассказали в пресс-службе группы «Черкизово». — Мы активно взаимодействуем с ВНИИЗЖ и некоторыми другими отечественными производителями, работа с ними идет довольно успешно». 

«Наша страна производит немалый объем вакцин, другое дело, что мы, вероятно, пока переоцениваем наши возможности в области импортозамещения, — заключает Афонюшкин из СФНЦА РАН. — Но пока в стране просто нет достаточных мощностей и научной базы, благодаря которым можно было бы произвести все, что необходимо для обеспечения животноводческих предприятий». Полный цикл создания одной вакцины, напоминает Маилян, занимает от трех до пяти лет, а ввиду отсутствия у предприятий или утраты должного опыта — и того больше. 

К тому же, по словам Афонюшкина, усугубляются проблемы с компонентами для отечественных вакцин — приходится, и не без труда, завозить импортные адъюванты, SPF-эмбрионы, культуры клеток. Из-за перебоев с поставками возможно снижение качества препаратов и даже сокращение объемов их выпуска.

 

Процесс перехода с импортных вакцин на российские требует большего времени, чем предполагается госрегулятором, считает Маилян. «Потенциал у отечественного производства есть, — уверен Афонюшкин. – Однако не хватает финансирования и слаженной работы НИИ, которые как раз и могли бы заняться наукоемким малосерийным производством некоторых вакцин».

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

иконка маруси

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+