Пышным цветом: почему яблоки дорожают, но будут дешеветь
Цены на яблоки растут почти на 10% в год: в 2014-м килограмм стоил 70 рублей, в марте 2024-го — 130. Рынок претерпел серьезные структурные изменения. 10 лет назад страна завозила почти половину потребляемых яблок — более 1,2 млн т, согласно оценке Института аграрного маркетинга (ИАМ). По итогам 2023 года почти 80% яблок выращены в России, свидетельствуют данные экспертно-аналитического центра агробизнеса «АБ-Центр», с которыми ознакомился Forbes: объем промышленного выращивания составил 1,79 млн т, импорт — 450 700 т. Как получилось переломить соотношение?
Вынужденный рост
Летом 2014 года в стране был введен запрет на импорт большого списка продуктов из стран Евросоюза, включая яблоки. На дешевые польские яблоки тогда приходилось 54% импорта.
Государство стало активно поддерживать садоводов, многие компании воспользовались льготами и субсидиями и заложили много гектаров новых садов, напоминает генеральный директор «Алма Продакшн» Дмитрий Бобков. В 2023 году Национальный плодоовощной союз оценил площади плодово-ягодных насаждений в 455 000 га, при этом в 2014-м промышленный сектор был представлен примерно 157 000 га садов, то есть площади выросли в три раза.
Сколько это стоит? Общий объем инвестиций оценить сложно, потому что каждый сад разбивается в особых условиях. В 2023 году проект в 126 га суперинтенсивного сада (участок с высокой плотностью насаждений, характеризующийся ранним вступлением деревьев в плодоношение) в Ставрополье оценивается в 625 млн рублей инвестиций, в 2018 году стоимость 1 га интенсивного сада составляла 5 млн рублей, подсчитала генеральный директор исследовательской компании «Технологии Роста» Тамара Решетникова.
В садоводство пошло много непрофильных инвесторов, у которых была возможность вкладывать значительные средства, полученные благодаря совсем другим направлениям бизнеса, рассказывает глава «Технологий роста». «И теперь даже в зимний период мы почти не зависим от импорта, — говорит она. — И единственное, чего сейчас не хватает — это, пожалуй, сортового разнообразия, тех сортов, которые ранее завозились из Европы».
Сейчас рынок, по словам Решетниковой, близок к насыщению, и новые игроки все менее охотно выбирают эту отрасль, зато уже работающие на рынке предприятия готовы к расширению мощностей. Расширение площадей и увеличение сборов планируется в Ставрополье, Калиниградской, Тамбовской областях, Дагестане, Краснодарском крае и не только.
Импортозаместились
В России в 2023 году совокупно в хозяйствах всех категорий сборы яблок составили 2,9 млн т, что на 0,9% (на 26 500 т) превысило значения годичной давности, отмечает генеральный директор «АБ-Центр» Алексей Плугов, ссылаясь на данные Росстата. На производство яблок промышленного выращивания (сборы яблок в организованном секторе садоводства, то есть в сельхозорганизациях и крестьянско-фермерских хозяйствах) пришлось 1,79 млн т, что на 11,2% (на 181 100 т) больше результата 2022 года. За пять лет показатели выросли на 61,8%, за 10 лет — в 3,3 раза. Хозяйства населения в 2023 году собрали 1,1 млн т яблок, за год оно снизилось на 12,3% или на 154 600 т. Самообеспеченность России яблоками в 2023 году, по данным «АБ-Центр», составила 79,7% против 70,3% в 2022 году и 56,5% в 2018 году.
В 2027 году производство яблок в России будет как минимум на 367 000 т больше, чем в 2023 году, подсчитал Плугов. К 2029 году производство вырастет на 459 900 т. Существенный объем может поступать от садов, заложенных ранее, так как они как раз начинают выходить на проектную мощность, поэтому, полагает Плугов, реальный прирост может быть ощутимо выше — до 700 000 т к 2029 году. Исходя из данных о вводимых в ближайшие годы мощностях, аналитики «Интерагро» предположили, что в 2025 году отечественное производство семечковых культур может превысить 3,5 млн т. «При благоприятных погодных условиях сбор семечковых (вид фруктов, к которым относятся яблоки. — Forbes) ежегодно будет расти на 8-10%», — говорит гендиректор группы компаний «Интерагро» Екатерина Бабаева.
«Материалы, предоставляемые Росстатом, не включают разбивку семечковых на отдельные виды: яблоки, груши и айву, лишь по семечковым культурам в целом», — уточняет Плугов. Но данные можно с некоторой погрешностью принимать за яблоки, поясняет он, так как практически весь размер площадей выращивания и объем сборов семечковых в России приходится на яблоки. Это, по словам Плугова, подтверждается и статистикой ФАО (Продовольственная и сельскохозяйственная ассоциации ООН), согласно которой на долю яблонь в России приходится 95,6% от всех площадей семечковых, а доля яблок составляет 96,2% от всех сборов семечковых.
Объем реализации в прошлом году не совпадает с объемом производства, так как урожай 2023 года поступает в продажу как в 2023-м, так и в 2024-м, говорится в исследовании «АБ-Центра», сделанного по запросу Forbes. Продажи яблок хозяйствами всех категорий в России в 2023 году составила 1,8 млн т, что на 17,2% (на 258 700 т) больше, чем в 2022 году. За пять лет объемы выросли на 62,8% или на 678 100 т.
Импорт яблок в Россию с учетом торговли со всеми странами мира в 2023 году оценивается в 450 700 т, что на 29,4% или 188 000 т ниже значений годичной давности, отмечает Плугов. За пять лет импорт сократился на 46,6% (на 392 800 т). Яблоки в Россию поставляются главным образом из Молдовы, Ирана, Азербайджана, Сербии, Турции, Казахстана, Белоруссии и Китая. Итого общий объем реализации отечественных и импортных яблок в России в 2023 году составил 2,2 млн т, что на 3,5% или 74 200 т больше, чем в 2022-м. За пять лет объем вырос на 15,4% (на 294 600 т).
По мере роста производства импорт может несколько сократиться, полагает Плугов, но в условиях рыночной экономики по-прежнему будет находиться на достаточно высоких отметках (в 250 000-300 000 т). Сохраняются поставки из Молдавии и даже из Южной Америки, но в незначительных количествах и в период перед сбором урожая, когда заканчиваются свои яблоки. «Пока молдавские яблоки дешевле отечественных, и их нельзя убирать с рынка, так как большой части населения России требуются именно такие, доступные фрукты», — уверена генеральный директор компании «Технологии Роста» Тамара Решетникова.
Сдерживающие развитие факторы
Актуальная рентабельность выращивания яблок сильно отличается от компании к компании, так как есть разные типы садов, приносящие принципиально разный урожай, многое зависит от погодного фактора и возможностей от них защититься (отсутствие тех же сеток против града может в конкретный год почти полностью лишить урожая), объясняет Бобков из «Алма Продакшн». «В среднем по садоводческой отрасли показатель рентабельности может не превышать 10%, — сетует он. — Мы оцениваем свою рентабельность по EBITDA в 27-29%. Выше 30% у других предприятий отрасли я не видел».
Рентабельность своего производства генеральный директор компании «Зоринский сад» Сергей Антипов оценивает в 25-30%. «Те, кто получает хотя бы 20-25% рентабельности, уже могут думать не просто о выживании, а о каком-то развитии», — резюмирует Решетникова из «Технологий роста».
Несмотря на приличную для отрасли сельского хозяйства рентабельность, ситуация нельзя назвать безоблачной, говорят опрошенные Forbes эксперты.
Яблоки можно хранить только на складах с холодильными установками и системами регулируемой газовой среды, в ином случае плоды выделяют этилен и быстро портятся, объясняет Решетникова. Соответствующих мощностей для хранения в стране пока еще недостаточно, и поступление продукции распределено неравномерно в течение года. «Позволить себе построить хранилище могут только крупные компании, для фермеров это слишком затратно, — сетует она. — В Ставрополье обсуждалась идея строительства мощностей на государственные деньги с возможностью выкупа продукции у мелких производителей, и это могло бы стать решением проблемы». По данным Минсельхоза, в 2021 году в стране действовало 300 плодохранилищ общей мощностью 860 000 т, к 2025 году мощности могут дорасти до 1,8 млн т единовременного хранения.
«Дефицит мощностей для хранения семечковых есть, далеко не все компании могут позволить себе холодильное оборудование, поэтому, кстати, много яблок продается по низкой цене в сезон сбора. Сейчас в Краснодарском крае производство яблок составляет почти полмиллиона тонн, а мощностей по хранению — 370 000 т, это немало, однако значительная их часть находится у крупных производителей, которые сами иногда не используют их на все 100%, но и более мелких производителей к себе не пускают. И получается, что реальная обеспеченность ниже, чем можно подумать, просто глядя на цифры статистики», — поясняет Бобков.
Остро стоит проблема с саженцами, подчеркивает Решетникова. «Уже два года в стране действует запрет на поставки импортного посадочного материала, в том числе саженцев яблонь. Государство предлагает поддержку тем, кто выбирает отечественную селекцию, однако бизнес-планы современных проектов написаны под конкретные высокоурожайные сорта, и далеко не российские, европейские. Именно их покупали компании все эти годы. Садоводам надо отдавать огромные кредиты, думать об окупаемости», — добавляет она.
«Увеличение урожая плодов последние годы обеспечивают интенсивные сады, которые требуют обновления каждые 8-12 лет, — объясняет Бабаева из «Интерагро». — Саженцев своих пока особо нет, селекционеры только начали работать над этим. Самообеспеченность по саженцам составляет порядка 40-50%».
«Отечественные селекционные центры занимаются размножением яблонь иностранных сортов, но нужно понимать, что им скоро потребуются чистые линии (новые растения для размножения. — Forbes), которые нельзя завезти из-за границы, и на всех саженцев не хватит», — добавляет Решетникова. По ее словам, то, что предлагают российские компании, отлично подходит по качеству для личных хозяйств, но не для промышленного сектора. Несортовое яблоко в урожае европейских сортов яблок составляет около 2–3,5%, у отечественных показатель гораздо выше, а каждый килограмм таких яблок — это потери для производителей. Для сравнения, сортовое сейчас можно реализовать по 80-90 рублей за килограмм, а несортовое — по 10 рублей.
Куда пристроить урожай
Рост объемов производства будет иметь определенные последствия, причем не только позитивные, предупреждает Плугов из «АБ-Центр». Ситуация обязательно отразится на ценах, и они начнут плавно снижаться уже со второго полугодия 2024-го, прогнозирует он. На рынок поступит дополнительно еще как минимум 100 000 т российских яблок промышленного выращивания, если не будет форс-мажоров по природно-климатическим условиям, при этом не факт, что импорт ждет дальнейшее сокращение в сопоставимых масштабах.
Пока острой конкуренции на рынке не ощущается, ценовое давление оказывает в большей степени импорт, считает Антипов из «Зоринского сада». «Но несколько лет увеличения урожаев даже на 10% по сравнению с показателями 2023 года неминуемо приведут к тому, что цены начнут сыпаться», — полагает он.
«Более заметное снижение цен произойдет к 2026-2027 годах, а в 2029-м есть вероятность значительного перекоса спроса и предложения, в результате чего цены достигнут исторически низких за последние 20 лет отметок», — добавляет Плугов из «АБ-Центра».
«Россия потребляет 3 млн т яблок только в свежем виде, а на переработку отправляется недостаточный объем, заводы обеспечены сырьем лишь на 20-30%», — говорит глава Ассоциации производителей плодов, ягод и посадочного материала Игорь Муханин.
«Темпы переработки будут расти пропорционально валовому сбору, так как в производстве в основном используют неликвид после уборки урожая и хранения и несортовые плоды, — добавляет Бабаева из «Интерагро». — По данным StrategyPartners, на переработку в России идет порядка 500 000–600 000 т яблок, или до 25%, то есть нехватка яблок для переработки есть. По данным Росстата, товарность семечковых в 2023 году составила чуть более 60% (52% в 2022 году), то есть уровень товарности продолжает расти, а импорт сокращается». Товарность — это качество, характеризующее возможность продавать яблоки в розницу, нетоварные идут на переработку или на корм скоту.
«У отечественной переработки яблок большие перспективы, — полагает Решетникова. — Сейчас мы большую часть сублимата для яблочного сока закупаем за рубежом. Кондитерская отрасль также испытывает нехватку конфитюра, яблочных концентратов, которые активно используются в производстве сладостей».
Хотя сами производители серьезных надежд на переработку пока не питают. Большая часть яблок «Зоринского сада» отправляется на реализацию в сети, 10% идет на переработку. «Это плоды, которые сами опали с деревьев, или те, которые потеряли свои товарные свойства в процессе хранения», — поясняет Антипов.
Большая часть яблок в «Алма Продакшн» (85-95%) — сортовые, они реализуются через торговые сети, рассказывает Дмитрий Бобков. Еще 5-7% продаются оптовикам, а 10-15% от всего объема отдается на переработку. «Часто это опавшие яблоки, которые появляются в момент сбора, стоимость их ощутимо ниже», — объясняет Бобков.
Перспектива экспорта
Куда еще можно деть излишек яблок? Развивать экспорт, считает Плугов из «АБ-Центр. Пытаясь компенсировать поставки из Европы, отечественные производители об экспорте почти забыли, в 2023 году за рубеж отправили порядка 2500 т. «В основном яблоки поставляются в Узбекистан, Казахстан и Монголию. У последней еще есть потенциал роста, тогда как среднеазиатские страны и сами в большом количестве выращивают яблоки, на их рынке со своей продукцией конкурировать сложно», — рассуждает Решетникова из «Технологий роста».
«Ситуация с потенциальными рынками сбыта в целом интересная, — добавляет Плугов. — Тот же Египет закупает более 300 000 т яблок в год. Да, они выращивают фрукты, но наиболее маржинальные для них — цитрусовые, манго. А яблоки закупают в огромных количествах». Среди возможных покупателей российских яблок Плугов также называет Индию, ОАЭ, Саудовскую Аравию, Индонезию и Китай, которые в 2022 году закупили их в объеме 392 500 т, 303 700 т, 215 500 т, 208 600 т и 185 500 т соответственно.
Производители пока не очень активно отправляют продукцию за рубеж — скорее, пробуют разные направления. «Мы рассматриваем возможность экспортных поставок в перспективе двух-трех лет, — говорит Бобков. — Базово мы уже работаем со странами ЕАЭС, в планах сотрудничество с ОАЭ и другими странами». «Вряд ли мы сможем осуществлять массовые поставки за рубеж, — говорит Антипов. — А небольшие партии и сейчас отправляются, например, на Восток».
Комфортным объемом поставок за рубеж Плугов называет 50 000-100 000 т. «В случае реального перепроизводства, которое может произойти не только за счет ввода в эксплуатацию новых садов, но и банально вследствие повышенной урожайности в отдельно взятый год, было проще избавиться от излишков. Если каналы экспорта уже отлажены, нарастить в отдельно взятый год поставки значительно проще, чем прорабатывать экспортное направление с нуля», — заключает эксперт.