«Коммерсантъ» узнал о предупреждениях производителей о росте цен на продукты на 5-20%
Производители и дистрибьюторы уведомили торговые сети о повышении с начала 2024 года на 5-22% отпускных цен на широкий перечень продуктов питания: молочной продукции, кофе, соков, риса, кондитерских изделий. Компании аргументируют это в том числе подорожанием более чем на треть услуг на перевозку внутри России
Отпускные цены на ряд продуктов питания — от молочной продукции, кофе и соков до риса и кондитерских изделий — могут вырасти на 5-22% с начала 2024 года. Об этом пишет «Коммерсантъ» со ссылкой на письма производителей, направленные с конца ноября по середину декабря 2023 года торговым сетям. Среди причин повышения — рост стоимости грузоперевозок более чем на треть, увеличение затрат на переработку и упаковку, неурожай кофе и других сельхозкультур.
По данным газеты, «Вимм-Билль-Данн» (управляет молочными активами PepsiCo в России) сообщил о росте цен в среднем на 4,9% на молочную продукцию, на соки — на 16,1%. Производитель йогуртов Ehrmann увеличит стоимость на 5%. «Мултон Партнерс» (раньше — Coca Cola) увеличивает цены на безалкогольные напитки на 13%. Nestle пообещал повысить отпускные цены на кофе и напитки из него на 15%, на кондитерские изделия — на 8%, на готовые завтраки — до 9,5%. «Любятово» подымет цены на печенье на 6%. Ritter Sport и Ferrero Rocher решили поднять цены на шоколад на 7–14%. Оптовая цена на рис от его поставщика «Агроимпорта» увеличивается на 22%, перечисляет газета.
Самыми быстрыми темпами растут затраты на транспортировку товаров по стране. «Любятово», в частности, пишет, что с начала 2023 года эти затраты увеличились на 41,5%, «Мултон Партнерс» — о росте на 37%. Тарифы на перевозку из Москвы в Санкт-Петербург с марта по декабрь 2023 года выросли более чем на 50%, до 70 000-110 000 рублей за стандартную еврофуру, из Москвы в Краснодар — примерно на 50%, в Ростов-на-Дону — почти на 60%, рассказал руководитель отдела внутрироссийских наземных перевозок Noytech Supply Chain Solutions Али Габидулин.
Логистам пришлось повысить более чем на 50% зарплату персоналу из-за его дефицита, как минимум вдвое увеличить затраты на обновление автопарка и на 40% — на аренду складов, отметила заместитель исполнительного директора «Курьер Сервис Экспресс» Мария Мартынова. Председатель президиума АКОРТ (объединяет крупные продуктовые сети) Игорь Караваев отметил, что новые цены никогда «одномоментно не транслируются на полки магазинов».
В «Ленте» добавили, что каждое обращение производителей и поставщиков об изменении цен рассматривается до 30 дней. И в «Ленте», и в Х5 Group («Пятерочка» «Перекресток», «Чижик») сказали, что договариваются с контрагентами сдерживать повышение цен, а при невозможности — растягивают процесс во времени. В Минсельхозе сказали, что ситуация «находится на особом контроле министерства». Динамика цен на отдельные продукты, не производимые в стране, зависит от изменения курса валют, добавили в ведомстве.
На курс валют указывают торговым сетям и их контрагенты в письмах. Производители также отмечают рост расходов на переработку и упаковку. Например, «Мултон Партнерс» сообщил ретейлерам о подорожании упаковки на 11%. В Союзе переработчиков пластмасс заявили, что в 2023 году было «незначительное повышение цен на упаковку из-за колебания курса рубля», но в случае принятия новых нормативов экологического сбора полимерная упаковка в 2024 году может подорожать на 15%.