К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего браузера.

Хлеб с маслом: какие продукты и куда экспортировал российский АПК в 2023 году

Фото  Zuma / TASS
Фото Zuma / TASS
За 2023 год росийский агроэкспорт по предварительным данным вырос на 8%, до $45 млрд. Доля России в мировом экспорте продовольствия составляет 2,1%, а основные экспортные продукты — пшеница и подсолнечное масло. Forbes изучил экспортные потоки российского продовольствия и выяснил, что еще и какие страны покупали у России в 2023 году

Агроэкспорт из России в 2023 году вырастет минимум до $45 млрд, говорил в октябре министр сельского хозяйства Дмитрий Патрушев. Годом ранее поставки сельхозпродукции составили $41,6 млрд, при импорте в $35,7 млрд, в 2021-м — $37,1 млрд (импорт составил $34 млрд). За 10 месяцев 2023 года, по данным ФТС, страна экспортировала продовольственных товаров и сельхозсырья, исключая текстильное, на $36 млрд, что на 9,1% больше, чем за тот период 2022 года. Всего на данный момент, по информации Минсельхоза, Россия отправляет продукцию АПК в 158 стран мира. 

Текущий 2023 год для российских экспортеров агропродукции складывается в целом удачно, рассуждает глава аналитического агентства «Агроан» Артем Иванов. Росту поставок на внешние рынки, по его словам, способствовали ослабление рубля и государственная поддержка экспорта. Практически завершилась переориентация на рынки дружественных стран, также восстановлены логистические цепочки, нарушенные еще в период пандемии, говорит Иванов.

России принадлежит 2,1% всего мирового экспорта продовольствия, приводит данные исполнительный директор Института экономики роста им. Столыпина Антон Свириденко. По его словам, Россия занимает 20% на мировом рынке пшеницы и 29% —на рынке подсолнечного масла. 

 
Telegram-канал Forbes.Russia
Канал о бизнесе, финансах, экономике и стиле жизни
Подписаться

Драйверы роста

Продуктами, экспорт которых в 2023 году показал наибольший прирост, стали пшеница, сухое молоко, баранина, горох, ячмень, кукуруза и свинина, сообщили Forbes в центре «Агроэкспорт». Поставки гороха за 11 месяцев увеличились в 2,5 раза до 2,5 млн т, кукурузы — 2,1 раза до 6 млн т, ячменя — в 2,3 раза до 7 млн т. Для сравнения, за весь 2022 год экспорт российского продовольствия в натуральном выражении составил более 72 млн т. 

Свинины, по данным «Агроэкспорта», с января по ноябрь 2023 года было отправлено покупателям из других стран в 1,7 раза больше, чем годом ранее — всего 230 000 т. В целом по 2022 году этот показатель по свинине был существенно меньше (до 100 000 т), отмечает начальник аналитического отдела инвесткомпании «РИКОМ-ТРАСТ» Олег Абелев. На перспективы значительно повлияло открытие рынка Китая, на который много лет не могли пробиться российские производители свинины. Возобновившийся в 2023 году экспорт баранины показал рост в 7,5 раза, до 7000 т, добавляют в «Агроэкспорте».

 

Россия уверенно чувствует себя на мировом рынке по ряду ведущих позиций, говорит партнер консалтинговой компании «НЭО-Центр» Альбина Корягина. «При урожае в 76,6 млн т пшеницы в сезоне 2021/2022 годов экспортировали 33 млн т, а в сезоне 2022/2023 годов при урожае 102,65 млн т — уже 41,45 млн т», — делится она. Несмотря на то, что в сезоне 2023/2024 годов прогнозируется урожай ниже — всего 93 млн т, экспорт все равно вырастет до 49,5 млн т, отмечает эксперт. 

Зерна в целом за рубеж в сезоне 2023/2024, по прогнозу Минсельхоза, отправится 65 млн т, за сезон 2022/2023 в другие страны отправилось 60 млн т зерна, что является рекордом. Среди внутренних факторов, повлиявших на рост экспорта, в первую очередь, пшеницы, Иванов из «Агроана» отмечает рекордный урожай зерновых культур. Даже несмотря на внешнеполитическое давление (санкции, удорожание фрахта, неопределенность с «зерновой сделкой»), по его словам, основные экспортеры зерна заканчивают 2023 год с высокими показателями.

По итогам 2023 года позитивная динамика отмечается и в категории кондитерских изделий, их поставки по прогнозам могут вырасти до $1,65–1,7 млрд (против $1,6 млрд в 2022-м). Поставки мяса, по предварительным данным, выросли до $2 млрд, или 800 000 т (против 650 000 т в 2022-м). Россия также активно экспортирует рыбу и морепродукты, добавляет Иванов. Рыбной продукции в январе-ноябре 2023 года отгружено около 2,1 млн т, что на 13% выше показателя 2022 года за тот же период, сообщало Росрыболовство. В стоимостном выражении рост составил 1% (до $5,2 млрд). Основа поставок — мороженая рыба, на нее пришлось 1,6 млн т.

 

Российские цены на сельхозпродукцию по ключевым категориям более чем конкурентны, считают эксперты, опрошенные Forbes. Но 2023 год оказался не самым простым для мира с точки зрения урожайности, отмечает Абелев, в странах были рекордные урожаи или же, наоборот, неурожаи тех или иных культур, что привело к дисбалансу и колебанию цен. В целом экспортные цены на агропродукцию, рассчитываемые в долларах США, делится Иванов, в октябре 2023 года ниже прошлогодних по большинству позиций. Пшеница подешевела на 28% к октябрю 2022 года, ячмень — на 5,5%, кукуруза — на 24%, подсолнечное масло — на 34%. Положительная ценовая динамика наблюдается лишь по свинине: текущие экспортные цены на 4% превышают показатели октября 2022 года. На пшеницу цены также весь год снижались, равно как и на бобовые и молоко, говорит Свириденко, что происходило ввиду общей неблагоприятной мировой ценовой конъюнктуры. Наблюдаемый тренд на снижение можно также объяснить снижением курса рубля, потерей высокодоходных западных рынков и стратегией выхода на новые рынки, при котором важнейшим инструментом является дисконт на экспортные товары, полагает Иванов.

Ключевые импортеры

Объем и направление экспорта продукции нашего АПК зависят не столько от рыночных, сколько от политических факторов, подчеркивает Корягина из «НЭО-Центра»: «Движение различных продуктов разнонаправленное, и что и как «выстрелит» в наступающем году — вопрос, зависящий от многих факторов, в том числе и от сиюминутных политических решений, просчитать которые сложно».

В 2022 году список государств, импортирующих российское продовольствие, включал 160 стран, а ведущими импортерами российской сельхозпродукции были Китай ($5,1 млрд), Турция ($5,1 млрд), Казахстан ($3,4 млрд) и Белоруссия ($2,8 млрд). В 2023 году, по данным на 3 декабря, топ-импортеров российской агропродукции выглядит следующим образом, сообщили Forbes в «Агроэкспорте»: Китай, Турция, страны ЕС, Египет, Казахстан, Белоруссия, Южная Корея, Индия, Саудовская Аравия и Узбекистан. Расчеты проводились в денежном выражении, страны расположены в порядке уменьшения объемов поставок. Точные расчеты по объемам закупок в точном выражении в валюте еще ведутся и будут доступны позже, отметили в «Агроэкспорте».

По данным «Агроэкспорта», 87% поставок в 2023 году шли в дружественные страны, на начало декабря рост поставок в эти государства составил 25% в годовом выражении. В Египет экспорт увеличился на 19%, в Индию — на 56%. Отправки в Китай показали рост на 58%,сообщает «Агроэкспорт». Из-за ослабления рубля также возросли отгрузки в Казахстан и Узбекистан – не менее, чем на 25%, оценивает гендиректор «INFOLine-Аналитика» Иван Федяков.

Китай в последние годы является одним из основных импортеров российской агропродукции и среди рядовых китайцев закрепилось мнение о российской пищевой продукции как о экологически чистой и традиционно качественной, знает Иванов из «Агроана», а рост доходов китайских потребителей помогает расширять поставки.

 

Среди новых рынков сбыта российской агропродукции Свириденко из Института экономики роста им. Столыпина называет Саудовскую Аравию, Вьетнам, Алжир, страны Персидского залива. Значительно из-за общей напряженности в отношениях между странами снизился торговый оборот между Россией и США, например, отмечает эксперт, мы стали меньше поставлять зерна и молока.

Хотя оценить точно, насколько мы преуспели на внешних рынках, мешает отсутствие официальных данных экспортной статистики, напоминает Иванов, поэтому при частном анализе экспертам рынка часто приходится использовать информацию, предоставленную таможенными ведомствами стран покупателей российской продукции. «А их полнота и степень актуализации сильно зависит от конкретной страны. Тот же Китай, например, не публикует помесячную статистику в натуральном выражении», — добавляет эксперт. Однако уже сейчас можно рассмотреть ключевых импортеров в разрезе отдельных категорий агропродукции.

Самыми активными покупателями российского зерна в 2023 году стали Китай, Турция, Египет, Саудовская Аравия и Алжир, сообщает Абелев из «РИКОМ-ТРАСТ». Пшеницы в Турцию в январе-октябре 2023 года экспортировано свыше 6,78 млн т ( рост на 67% год к году), отмечает Иванов, в Египет — свыше 2,9 млн т (рост на 87%), Израиль — более 1 млн т (44%). 

Ключевыми импортерами молочной продукции в 2023 году стали Китай, Казахстан, Узбекистан, Армения и Белоруссия, говорит Абелев. А лидерами по импорту масложировой продукции, по его словам, стали Турция, Китай, Белоруссия, Индия и Иран. С января по ноябрь 2023 года, по данным OleoScope, растительных масел было экспортировано 6,13 млн т, что на 39% превышает аналогичный показатель годом ранее. Подсолнечного масла отгружено 3,99 млн т, больше всего закуплено Индией (852 000 т) и Китаем (818 000 т). Соевого масла реализовано 632 000 т, из них 181 000 т приобретены Индией и 180 000 т — Алжиром, рапсового — 1,47 млн т, из них свыше 90% уехало в Китай.

 

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+