Зерновой парадокс: почему богатый урожай угрожает аграриям, несмотря на рост экспорта
Урожай зерна и зернобобовых в 2023 году составил более 153 млн т в бункерном весе, в чистом прогнозируется свыше 146 млн т. Это несколько меньше, чем в 2022 году, когда зерновых и зернобобовых культур собрали 157,7 млн т в чистом весе. Кроме того, Минсельхоз учитывает в декларируемых объемах 2023 года сборы новых регионов (Донецкая и Луганская народные республики, Херсонская и Запорожская области вошли в состав России по итогам референдумов в сентябре 2022 года, проведенных спустя полгода после начала «спецоперации»* России на Украине; Украина, США и страны ЕС не признали результаты этих референдумов), без которых общий урожай просел бы на 8%, отмечают аналитики группы «Деловой профиль».
В разрезе основных культур динамика весьма разнонаправленная: поставлены новые рекорды по сбору кукурузы на зерно (+24,4% год к году), но сократился сбор пшеницы (-5%), хотя ее посевные площади увеличились с 29,47 до 29,77 млн га.
Общая площадь под зерновые и зернобобовые культуры в целом в 2023 году увеличилась на 1,1%, приводят данные в «Центре Агроаналитики», — до 48 млн га (без учета новых территорий). Прирост произошел за счет увеличения яровых посевов до 30,7 млн га (+5,5%). Вместо частично погибших озимых пришлось увеличить сев яровой пшеницы с 12,8 млн га в 2022 году до 14,1 млн га в 2023 году, говорят аналитики «Делового профиля».
Поставить новый рекорд аграриям помешала погода, полагают эксперты Forbes. «Трудно было ожидать повторения столь же благоприятных (как и годом ранее) погодных условий в 2023 году», — говорит руководитель направления растениеводства «Центра Агроаналитики» Рудольф Булавин.
Итоговых данных по урожаю пшеницы пока нет. По декабрьским оценкам Института конъюнктуры аграрного рынка (ИКАР), в 2023 году сбор пшеницы (без учета новых территорий) составит 91,6 млн т. В 2022 году Росстат оценил урожай пшеницы в 104,2 млн т. Сбор ячменя в весе после доработки составит около 21 млн т (в 2022 году было 23,2 млн т).
Зато погодные условия способствовали росту урожайности кукурузы до рекордного показателя (почти 73 ц/га к 15 декабря, что на 22% выше прошлогоднего уровня), а общий урожай может превысить 17 млн т (рекордный уровень 2022 года — 15,85 млн т).
Позитивная динамика наблюдается в области переработки зерна. Вывоз пшеничной муки в последние годы растет, за весь 2023 год результат может впервые превысить 1 млн т, а за сезон, согласно прогнозам «Русагротранса», — 1,6 млн т.
Несмотря на то, что рекорды побить не удалось, страна наращивает экспорт. Директор «Яков и Партнеры» Олег Шендерюк называет рост поставок за рубеж в объеме и деньгах и открытие новых импортеров основными достижениями отрасли в 2023 году.
Рекордный экспорт
Союз экспортеров зерна оценивает потенциал экспорта в сезоне 2023/2024 в 65 млн т, аналогичной оценки придерживаются в Минсельхозе. Прошлый сезон 2022/2023 принес рекорд в 60 млн т зерна, поставленных за рубеж.
Насколько реалистичны прогнозы, обещающие очередной рекорд? Конец 2023 года — «экватор» стартующего 1 июля сельскохозяйственного года, поэтому подводить итоги еще рано, отмечает председатель правления Союза экспортеров зерна Эдуард Зернин. Но уже сейчас, продолжает глава отраслевой ассоциации, экспорт составил 30,8 млн т (+33% к предыдущему сельхозгоду за аналогичный период). 23,7 млн т из этого объема приходится на пшеницу (+23%).
«Это исключительный результат, учитывая сохраняющиеся сложности с расчетами и финансовым сопровождением сделок, — не скрывает воодушевления Зернин. — Российские экспортеры зерна восстановили логистику поставок на мировые рынки, внеся свой посильный вклад в борьбу с мировым голодом».
Основные импортеры российской пшеницы в текущем сезоне, информирует Булавин, — это Турция (14,7% всего экспорта по данным на декабрь), Египет (10,9%), Бангладеш (6,6%), Алжир (5,4%); ячменя — Саудовская Аравия (22,0%), Иран (18,4%), Ливия (14,1%), Китай (9,3%); кукурузы — Иран (68,7%), Турция (13,3%), Китай (3,7%).
Большое значение для экспорта в целом, отмечает Шендерюк, имеет кратный рост поставок в Африку благодаря соглашениям, достигнутым на форуме Россия — Африка, а также увеличение объемов вывоза в Юго-Восточную Азию.
В текущем сельхозгоду в топ-10 импортеров российского зерна ворвалась Индонезия, сообщает Зернин. С начала сезона страна импортировала 892 000 т российской пшеницы, тогда как в прошлом году не ввозила ее из России вообще. В Австралии, основном поставщике пшеницы в ЮВА, ожидается резкое сокращение урожая на 15 млн т, что скажется на поставках за рубеж. Индонезия «с успехом протестировала отечественные логистические решения» и выбрала Россию в качестве альтернативного поставщика, продолжает эксперт.
Бангладеш, другой крупный импортер пшеницы, выбрал Россию после того, как Индия запретила экспорт пшеницы в 2022 году. Поставки пшеницы в Бангладеш с начала сезона составили 1,7 млн т, что на 1 млн т больше, чем в прошлом сельхозгоду.
Список активных покупателей российского зерна пополнили также Италия (500 000 т твердой пшеницы с июля по ноябрь против 200 000 т за весь сезон 2022/23), Бразилия (500 000 т за пять месяцев сезона), Мексика (440 000 т), сообщает «Русагротранс». Возобновился экспорт в Малайзию и Венесуэлу. Общее количество импортеров уже достигло 67 против 57 в 2022/2023, кроме того, обращают внимание аналитики «Делового профиля», несмотря на санкции, Россия начинает возвращать позиции на зерновом рынке ЕС, по итогам ноября 2023 года заняв четвертое место по поставкам.
Большинство стран — крупнейших импортеров российской пшеницы показывают рост закупок относительно прошлого сезона, указывает Зернин. Исключениями пока являются традиционные лидеры закупок российской пшеницы Турция (3,7 млн т зерна с начала сезона по середину декабря, -9% год к году) и Египет (2,7 млн т зерна с начала сезона, -13% год к году), которые оказались не готовы к росту спроса на российские зерновые культуры. «Однако у них есть шанс нарастить объемы закупки во второй половине сельхозгода», — отмечает Зернин.
За первые пять месяцев текущего сезона было поставлено 23,4 млн т, информируют аналитики «Делового профиля». Повлиять на дальнейший экспорт могут валютные курсы, урожай в странах-конкурентах, внешняя политика и квоты. С 15 февраля по 30 июня 2024 года правительство России разрешит вывезти только 24 млн т зерна. Впрочем, этого хватит, чтобы экспортировать запланированный объем, уверены эксперты «Делового профиля».
В последние недели экспортные цены на отечественную пшеницу несколько повысились, говорит генеральный директор ИКАР Дмитрий Рылько, что частично связано с непогодой в портах — в ноябре и первой половине декабря экспорту сильно мешали штормы на юге России. «Но нагнать объемы потом бывает трудно, важно реализовать зерно вовремя», — добавляет эксперт. Спрос на российское зерно остается относительно высоким, в том числе из-за сниженного темпа отгрузок.
Так или иначе, именно российский экспорт, по словам Эдуарда Зернина, позволил снизить и стабилизировать мировые цены на пшеницу с пика прошлого сезона в $450 до среднего уровня $250 за т. Это хорошо или плохо?
Цены вниз
С начала 2023 года к середине декабря российская пшеница подешевела более чем на 19%. В январе цена тонны (на базисе FOB ЧМ — с отгрузкой в черноморском порту) превышала $309, к 21 сентября опустилась до $243,4. Это чуть выше, чем в июле, когда цена тонны составляла $230. На 15 декабря индикативная стоимость пшеницы установилась на $250 после роста до $255,4 в середине ноября.
После длительного падения, начавшегося в апреле 2022 года, мировые цены на пшеницу вернулись к росту лишь в ноябре 2023 года, сообщают специалисты «Делового профиля».
Цены на внутреннем рынке тоже не радуют сельхозпроизводителей. Внутренние цены на зерновые культуры продолжают находиться под давлением избыточного предложения, говорят аналитики «Делового профиля». По данным Росстата, средняя цена на мягкие сорта пшеницы за январь — октябрь 2023 года была на 20% ниже, чем за тот же период 2022 года, и на 27,2% ниже, чем в 2021 году.
Например, к концу октября в центральных регионах страны цены переработчиков на пшеницу четвертого класса составляли 11 375 рублей за тонну с НДС, что ниже цен непростого сезона 2018-2019 годов, сообщал Рылько. Показатель был ниже и уровня 2020, 2021 и 2022 годов.
По словам Шендерюка, откат к уровню цен 2021 года закономерен после шокового скачка в начале 2022-го. На цены давил и рекордный урожай в мире, в частности рост сбора пшеницы в Аргентине, кукурузы в Бразилии и т. д.
Помимо этого, напоминает эксперт, в России наблюдался высокий уровень переходящих остатков. Если в 2021 году по состоянию на октябрь запасы зерна и зернобобовых в сельскохозяйственных организациях составляли 32,4 млн т, то в 2022-м — 42,6 млн т, в 2023-м — 42,5 млн т, приводит данные Шендерюк.
«Провозглашенный рядом экспертов разворот цен в сторону повышения на середину декабря еще на самом деле не обозначился», — отмечает Рылько. В Центрально-Черноземной зоне стоимость пшеницы, ячменя и кукурузы все еще остается на уровнях, близких к минимальным в текущем сезоне.
Цены на твердую пшеницу, делятся наблюдениями аналитики «Делового профиля», начали демонстрировать признаки восстановления только тогда, когда стало понятно, что за рубежом ее урожай снизится. «Но рост долго не продлится, так как правительство уже ввело запрет на экспорт твердой пшеницы, что вновь придавит внутренние цены», — добавляют эксперты.
Повлиять на ситуацию в перспективе могут изменение мировых цен на зерновые, рост или падение курса рубля, а также состояние озимых в стране и Северном полушарии, перечисляет Рылько. «Но сейчас предположить, как именно это все в комплексе отразится на внутренних ценах, довольно сложно», — добавляет он.
Рентабельность упала в 20 раз
Второй год подряд в России высокий урожай зерновых, отмечает Рылько, при этом цены на культуры складываются низкие, что приводит к падению доходности аграриев — по ряду зерновых культур им приходится работать с рентабельностью чуть выше нулевой.
При текущей рыночной конъюнктуре, приводит данные Олег Шендерюк, в южных высокомаржинальных регионах маржинальность по пшенице составляет в этом году 10-15%. В следующем году, по его словам, можно ожидать сохранения тенденции.
За девять месяцев 2023 года рентабельность выращивания зерновых культур снизилась более чем в два раза (на 50,9%) и составила 27,3%, если опираться на официальные данные Росстата, отмечают аналитики «Делового профиля». «Негативная динамика обусловлена падением рентабельности выращивания пшеницы с 55,6% к концу III квартала 2022 года до 2,8% к октябрю 2023 года, то есть почти в 20 раз», — подчеркивают они.
Почему такие цифры? Цены снижаются, а затраты производителей растут. Повышаются цены на ГСМ, запчасти, удобрения, элитный семенной материал, перечисляют эксперты «Делового профиля». Увеличиваются расходы на транспортировку из-за изменения экспортных маршрутов под влиянием санкций.
Кроме того, над отраслью довлеет экспортная пошлина, которая отбирает у производителей существенную часть заработка, отмечает независимый эксперт зернового рынка Александр Корбут. Российские аграрии активно искали дополнительную маржу через экспорт и удержание поставок под более высокие цены, рассказывает Шендерюк, однако на их финансовую устойчивость повлиял сильный рост банковских ставок и, как следствие, недоступность легких кредитов, а также ухудшающаяся ситуация на рынке труда.
Но, несмотря на трудное финансовое состояние сельхозпроизводителей, значимых негативных изменений в целом по отрасли пока не заметно, говорит Рылько: удобрения и СЗР все так же закупаются, вероятно, похуже будет ситуация с покупкой новой техники из-за ограниченности бюджетов.
«Сельское хозяйство крайне инерционно, — отмечает Рылько. — И эффект от снижения доходов аграриев мы можем увидеть ближе к весне и в следующих сезонах, если ситуация не улучшится». По информации эксперта, выросло количество предложений по продаже земельных участков, хотя цены остаются высокими.
По предварительным оценкам, в следующем году в России вновь будет высокий урожай, говорит Шендерюк. «И высокие показатели третий год подряд (с учетом 2024 года) могут привести к накоплению серьезных переходящих остатков, что продолжит давить на цены даже с учетом улучшающейся экспортной инфраструктуры», — предупреждает Рылько.
*Согласно требованию Роскомнадзора, при подготовке материалов о специальной операции на востоке Украины все российские СМИ обязаны пользоваться информацией только из официальных источников РФ. Мы не можем публиковать материалы, в которых проводимая операция называется «нападением», «вторжением» либо «объявлением войны», если это не прямая цитата (статья 57 ФЗ о СМИ). В случае нарушения требования со СМИ может быть взыскан штраф в размере 5 млн рублей, также может последовать блокировка издания.