К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего браузера.

Путешествие водки: куда после санкций течет российский алкоголь

Фото Getty Images
Фото Getty Images
В последние годы поставки из России водки и вина — основного экспортного алкоголя — стабильно росли, однако в 2022 году санкции сыграли негативную роль, обрушив зарубежные продажи. Мировой алкогольный рынок прекрасно справляется и без российской продукции, считают опрошенные Forbes эксперты. Но, как и в случае с множеством других экспортных товаров, российские алкогольные компании пытаются выйти на новые рынки — Востока и глобального Юга. Forbes разбирался в перспективах этих попыток

В 2022 году экспорт алкоголя из России столкнулся с санкциями и сильно пострадал. Еще в марте США, а следом и ЕС запретили импорт российских алкогольных напитков. В мае аналогичный запрет ввела Канада. Основу алкогольного экспорта из России составляют водка и вино. В итоге экспорт водки в прошлом году, по оценкам директора центра исследований федерального и региональных рынков алкоголя (ЦИФРРА) Вадима Дробиза, сократился вдвое, и если раньше он составлял 6-7% от общего производства, то сейчас — максимум 4%. И вряд ли поставки водки за рубеж в 2023 году превысят прошлогодние значения, сомневается Дробиз. В I квартале 2023-го, по данным Федеральной таможенной службы, падение составило 77%, экспорт упал до 752 057 декалитров (дал). Сократились и поставки вина. Например, поставки кубанского вина снизились в восемь раз по итогам первой половины текущего года, отмечает руководитель направления «Сопровождение» ГК CMS’ Николай Переславский. 

Падает (правда, более скромными темпами) и производство алкоголя. Если по итогам 2022 года производство алкоголя без учета пива в России, по данным Росалкогольрегулирования, выросло на 9,8%, до 199,52 млн дал, то за январь — ноябрь 2023-го снижение составило 4%. Всего за 11 месяцев было произведено 172,5 млн дал продукции без учета пива (из них винодельческой продукции 41,4 млн дал, водки — 71,9 млн дал).

Россия всегда была одним из заметных экспортеров водки, в последние годы на иностранные рынки начали выходить российские вина. В целом прогноз по экспорту алкоголя из России в текущих условиях не очень оптимистичный, говорит зампредседателя комитета Государственной думы по экономической политике Артем Кирьянов, хотя производители и стараются находить новые рынки и подстраиваться под их потребности.

 

Как сейчас производители этого алкоголя перестраивают международные поставки?

Telegram-канал Forbes.Russia
Канал о бизнесе, финансах, экономике и стиле жизни
Подписаться

Национальное достояние

В 2021 году Россия поставила за рубеж водки всего на $168,3 млн, заняв по этому показателю третье место в мире, говорится в недавнем отчете Федерального центра «Агроэкспорта». В 2022-м продажи обвалились до $97,8 млн, а страна заняла уже скромное восьмое место. Россию опередили Швеция ($471,9 млн), Франция ($454,4 млн), Польша ($190,1 млн), США ($139 млн), Нидерланды ($138,4 млн), Италия ($121 млн) и Латвия ($98,1 млн). Доля России в мировом экспорте водки составила 4,1%.

 

Россия испытывает санкционное давление на водку как основную составляющую импорта алкогольной продукции из страны, говорит Кирьянов из Госдумы. Русская водка — это определенная ниша на традиционных рынках, в странах, знакомых со спецификой этого напитка, и теперь ее туда не экспортируют, сожалеет собеседник Forbes. «Мы потеряли основные рынки — дальнее зарубежье, прежде всего США и Европу», — соглашается Дробиз. По данным «Агроэкспорта», в 2021 году основными покупателями российской водки были Латвия, Германия и Великобритания. Особых проблем из-за запрета на поставки российской водки в Европе и Северной Америке не возникает, отмечает Кирьянов. Водка как таковая не имеет какого бы то ни было секретного ингредиента, и заместить российский продукт в Европе и Северной Америке достаточно легко — с этим справятся либо своими мощностями, либо с привлечением производителей из стран бывшего СССР.

В «Агроэкспорте» придерживаются оптимистичной точки зрения и даже прогнозируют, что в будущем экспорт российской водки может достигнуть $180 млн в год. В центре не обозначают конкретной даты, но отмечают, что перспективы есть у поставок в страны Африки и Ближнего Востока, где потребление водки растет в среднем на 7,4% в год. Этот регион в прошлом году составил 4,6% от мирового рынка, или 13,7 млн дал. Более востребованной становится водка и в Латинской Америке, доля которой на мировом рынке достигает 4,2%, по данным «Агроэкспорта». Для сравнения: на Европу, по данным на 2022 год, приходится свыше 53% рынка в натуральном выражении, на Северную Америку — 25,9%.

Российские производители пытаются переориентировать экспорт на другие направления, согласен Кирьянов, — это позволит дорастить объемы поставок до санкционных, но гарантий этого нет. Дело в том, что рынки Азии, Ближнего Востока, Индии не настолько искушены в вопросах потребления алкоголя и имеют другие традиции. Работать с США и Европой для российских производителей водки было выгоднее всего, говорит Дробиз, а Китай, другие азиатские страны и Африка покупают в основном недорогую водку. К тому же в каждой стране есть такие локальные продукты, как соджу в Корее или ракия в  балканских странах, соглашается директор по продажам Fortuna Distillery Дмитрий Бравин. Fortuna Distillery производит 1 млн дал алкогольных напитков, среди марок водки — Fortuna, AMG, Zeppelin. 

 

Для рынков, на которых любят аутентичные напитки, Fortuna Distillery производит самограй и настойки — первую их партию компания недавно отправила на Кубу. «Несмотря на сокращение части европейских рынков, на сегодня объем экспорта Fortuna Distillery составляет 46% в объеме продаж компании и показывает двузначный рост. Мы продолжаем работу с более чем 26 странами, открытыми для поставок российских продуктов», — рассказывает Бравин. По его словам, наблюдается резкое увеличение спроса на продукцию на азиатских рынках, в странах Латинской Америки и БРИКС (Бразилия, Индия, Китай и Южная Африка).

У Stellar Group сейчас на долю экспортных продаж приходится не более 2% от товарооборота компании, говорит коммерческий директор группы Александр Гревцов: «Но мы чувствуем перспективу, в частности в Южной Африке и Индии». Stellar Group производит водку под собственными брендами Veda, «Печора», «Настоящая» и «Российская корона».

Рынок Африки относительно новый для российских экспортеров, отмечает Дробиз. Но договоренности о поставках есть, причем в Африке оказалась востребованной не только водка. По словам Гревцова, в Восточноафриканском сообществе (ВАС — Бурунди, Кения, Руанда, Танзания, Уганда, Южный Судан, Демократическая Республика Конго и Сомали) оказались востребованы российские джин, виски и коньяк. «После экономического форума Россия — Африка этого года началось активное сотрудничество, наша компания на сегодняшний день согласовала все условия и портфель будущих поставок, они начнутся после Нового года», — делится Гревцов. В тренде вкусовые коньяки — те, которые содержат дистилляты или ароматные спирты, рассказывает собеседник Forbes: это напитки с фруктовыми и ореховыми нотками, которые особенно нравятся тем, кто пьет крепкий алкоголь рюмками, как россияне, а не смакуя каждый глоток из бокала, как европейцы.

«Возможно, толчок к развитию экспорта крепкого алкоголя из России даст расширение БРИКС и прикладываемые российской стороной усилия по налаживанию дипломатических отношений с другими странами — например, нас неплохо встречают в Саудовской Аравии и ОАЭ, и хотя сами местные жители алкоголь не употребляют, с точки зрения туризма это направление интересно», — комментирует Дробиз. 

Тихие и игристые

Российские производители последние годы наращивали компетенции и объемы производства: по данным Роскачества, после вступления в 2020 году в силу закона о виноградарстве и виноделии выпуск вина в России  увеличился с 31,9 млн дал в 2017 году до 60,7 млн дал в 2022–м. Ассортимент за этот же период вырос в 7,8 раза, до 7000 наименований.  

 

За последние 10 лет Россия успешно развивала сегмент элитных вин, соглашается Дробиз, и наконец начала заявлять о себе как о стране, способной производить первосортную продукцию. О качественных характеристиках отечественных алкогольных напитков говорит и тот факт, что ими наконец-то заинтересовались в HoReCa в России, добавляет Гревцов: «Если раньше рестораны, особенно высокого ценового сегмента, старались предлагать гостям исключительно импортную алкогольную продукцию, то сейчас налаживаются поставки и отечественных вин и крепких напитков».

В списке импортеров российского вина — около 15-20 стран, говорит директор по России Всемирной организации винного туризма Леонид Попович. Изменения в географии поставок начались еще в прошлом году, когда в топ направлений вышел Китай, а российское вино начали отправлять в Азербайджан, Узбекистан и Вьетнам. Китай занимает девятое место в мире по объему потребления вина, и более половины продукции на рынке является импортной, знает Дробиз. И хотя мода на вина в регионе постепенно спадает, актуальный потенциал все еще огромен, считает собеседник Forbes: «Плюс в том, что Азию в целом сумели убедить, что вино полезно для здоровья, и подсадить на него местный средний класс». Особое значение имеет освоение Гонконга — там, по информации «Агроэкспорта», зависимость от продовольствия довольно высокая, и помимо мяса, муки и кондитерских изделий этот административный район КНР активно импортирует как раз виноградные вина. На китайском рынке, отмечают в центре, российское вино соревнуется с австралийским, не уступая по качеству и выигрывая в цене.

Но пока доля экспорта в производстве вина в России крайне мала. «И без того скромные экспортные объемы рассеиваются по разным направлениям. Для крупных компаний это скорее маркетинг, работа на улучшение имиджа», — говорит Леонид Попович. Для некоторых компаний, например «Фанагории» и «Абрау-Дюрсо», это стало вполне доходным бизнесом, не соглашается Дробиз. 

Ежегодные объемы производства «Фанагории» — около 2 млн дал (один декалитр соответствует ящику с 20 бутылками объемом 0,5 л. — Forbes), на экспорт идет около 1 млн бутылок, приводит данные гендиректор винодельни «Фанагория» Петр Романишин: «Наши покупатели сейчас — это Китай, Казахстан, Белоруссия». В Китае стабильно пользуются спросом красные сухие и полусладкие вина, а к потреблению игристых вин существует большое предубеждение, как и к газированной воде. В Казахстане, напротив, очень высоко оценили именно игристые вина. «Наши вина в своем ценовом диапазоне очень выгодно смотрятся на фоне конкурентов. В Китае, например, есть мнение, что наш продукт «честный» и стоит заявленных денег. В то время как более именитые производители из стран традиционно винодельческих зачастую позволяют себе завышать цены на продукцию, полагаясь на низкий уровень культуры потребления вина в регионе», — продолжает Романишин. По его словам, «Фанагория» ищет выход на новые рынки, например Турции и Вьетнама, а также планирует выйти в другие страны ближнего зарубежья, такие как Узбекистан и Киргизия.

 

Но в целом российское вино миру не нужно, скептичен Дробиз. По его словам, глобальный рынок вина за последние 70 лет практически не изменился в объемах, тогда как значительный рост населения повлек за собой расширение рынка пива в четыре раза и крепкого алкоголя — в два. Получается, говорит эксперт, что люди стали в целом потреблять меньше вина в пересчете на каждого жителя планеты. Рынок заполнен конкурентной продукцией, и сложно представить импорт отечественного вина, например, в Латинскую Америку или Африку, в значимых объемах, соглашается Кирьянов. 

Отгрузки вина за рубеж для России не так актуальны, добавляет Попович, — на внутреннем рынке около 50% импортной продукции, и в первую очередь отечественные производители задумываются об удовлетворении спроса самих россиян: «Сейчас Россия является шестым в мире по объему рынком вина, и к нам активно стремятся поставщики из других стран». Поэтому главная задача российского виноделия сегодня — заместить экспортную продукцию, резюмирует Кирьянов.

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+